Культура

Театр без имени, что корабль без капитана

Восточно-Казахстанский областной драматический театр уже сменил прописку. Под сводом современного здания после реорганизации открыли свои сезоны Русский, Казахский и Молодежный театры, а знаковое учреждение культуры по-прежнему работает… безымянным. Сей факт, безусловно, не может остаться незамеченным.

Театр без имени,  что корабль без капитанаНапомним, ранее театр носил имя Жамбыла, однако оно осталось закрепленным за прежним домом лицедеев. Вот в связи с переездом и встал вопрос о переименовании. Поскольку, «как яхту назовешь, так она и поплывет». Специальное письмо от областного управления культуры, архивов и документации было направлено в ономастическую комиссию при управлении языков. На ее рассмотрение предложено сразу несколько вариантов. Мнение общественности разделилось: кто-то захотел отдать дань уважения нашему земляку писателю Оралхану Бокею. Другие больше склонялись к не менее славному восточноказахстанцу, известному прозаику, драматургу Калихану Искакову. А третьи, среди них и сами театралы, уже давно вынашивали идею увековечить имя некогда возглавлявшего театр художественного руководителя, режиссера и актера Рустема Есдаулетова.

Конечно, каждое предложение имеет право на последующее воплощение в жизнь. Каждый из трех земляков оставил после себя яркий след. Однако давайте не будем спешить с выводами. До 2016 года в республике не снят мораторий на переименования. А раз так, то у нас еще есть время хорошенько подумать, взвесить все «за» и «против».

Дух писателя – в школах и библиотеках

В Восточно-Казахстанской области имя выдающегося писателя Оралхана Бокея носят сегодня несколько учреждений. В частности, это две школы с государственным языком обучения – в Усть-Каменогорске и поселке Глубокое. А совсем недавно такой же чести была удостоена централизованная библиотечная сеть Усть-Каменогорска. Это логично и закономерно: объекты образования и культуры популяризируют творчество неординарного прозаика и публициста, с любовью и теплотой описывающего в своих произведениях красоты родной земли. С 1997 года на востоке страны проходят традиционные Бокеевские чтения. На примере литературного наследия нашего земляка у подрастающего поколения воспитывается патриотическое отношение к своему Отечеству.

Наряду с этим, классику, лауреату Государственной премии РК посвящены три мемориальные экспозиции в Усть-Каменогорске. Первая установлена в 2000 году рядом со школой-лицеем №44. Четырьмя годами позднее в этнопарке «Жастар» состоялось открытие Дома писателей ВКО и бюста Оралхана Бокея. Наконец, памятник писателю стал одной из достопримечательностей микрорайона КШТ, в районе пересечения улиц Комсомольская, Утепова и Карла Маркса.

Поклон таланту

В прошлом году на 80 году жизни ушел Калихан Искаков – писатель, драматург, заслуженный деятель Казахстана, лауреат Государственной премии РК.
Уроженец села Топкаин Катон-Карагайского района внес огромный вклад в современное литературное наследие. Он выпустил несколько сборников повестей под названием «О своем друге», «Братья», «Бухтарминские напевы», «Бабье лето» и роман «Молчун». По сценариям Калихана Искакова сняты полнометражные художественные фильмы: «Снег среди лета», «Дорога в тысячу верст». Кроме того, наш земляк перевел на казахский язык произведения русских классиков – И. Бунина, А. Чехова, А. Куприна, Л. Толстого.

Калихан Искаков душой болел за литературу. В последних своих интервью он признавался, что современной настоящей прозы как таковой уже нет, ее активно вытесняет публицистика-«однодневка». В своей повести «Хромой мир» писатель словно предвидел многие проблемы в независимом государстве. И печально отмечал, что никто не воспринимал его прогнозы всерьез. А время показало, как был прав Калихан Искаков… Из года в год произведения писателя находят горячий отклик у новых поколений читателей. В целях пропаганды литературного наследия нашего земляка в библиотеках Восточного Казахстана уже проводятся всевозможные тематические встречи. И, думается, что со временем повести Калихана Искакова найдут свое долгожданное признание.

Земляки обоснованно хотят присвоить имя писателя драматическому театру, поскольку он также имел отношение и к этому искусству. В соавторстве с А. Тарази Калихан Искаков написал пьесы «Ищу бабушку», «Апа-апатай», «Жаке-Жакетай», постановки которых с успехом идут на республиканских подмостках.

Однако, согласно законодательным актам по вопросам ономастики в нашей республике, должно пройти не менее пяти лет со дня смерти человека, чтобы его именем можно было назвать населенный пункт, улицу или учреждение.

Мастеру и новатору посвящается

…Благодарственное письмо имени лауреата Государственной премии «Дарын», режиссера, поэта Рустема Есдаулетова то и дело возвращает меня, автора этих строк, в моменты нашего тесного плодотворного сотрудничества с этим необычайно талантливым и многогранным человеком, мастером и новатором. Мы практически одновременно приступили к своей работе: он – в областном драматическом театре, я – в газете «Рудный Алтай». Мне очень повезло с собеседником, героем публикаций – Рустем всегда был открыт для общения. И ему всегда было что рассказать.

Больше всего поражала его уникальная работоспособность – складывалось впечатление, что в сердце Рустема пылал вечный огонь, который и придавал ему сил, энергии, неугасающего оптимизма. Этим пламенем являлась его беззаветная любовь к искусству – будь то литература, театр или кино. На все Рустем находил время. Уже спустя год после прихода в областной храм Мельпомены он ставит спектакль «Махамбет», который на XI Республиканском театральном фестивале, проходившем в Уральске, отмечен в номинации «Дебют». Этот первый фестивальный опыт придал ему решимости совершенствоваться дальше. Его просто распирало от идей и творческих задумок, которые он спешил воплотить с помощью сценических выразительных средств. Рустем словно чувствовал, что для него начался обратный отсчет времени. А после учебы в Международной режиссерской лаборатории под руководством народного артиста РФ Л. Додина Рустема Есдаулетова просто невозможно было остановить! Его биография – это блистательный путь стремительных открытий, побед и достижений, как личных, так и театральных.

Это он в свое время организовал молодежную театральную студию при областном драматическом театре имени Жамбыла. По сути, она стала той самой экспериментальной площадкой, на которой Рустем проявил себя как новатор и наставник для юных дарований. Опять же благодаря
Р. Есдаулетову казахская труппа, фактически находившаяся в те годы на грани закрытия, обрела свой узнаваемый творческий «почерк». С его деятельностью в качестве художественного руководителя и директора театра многие связывают активную гастрольную жизнь артистов. О высоком творческом потенциале Восточного Казахстана, театральных традициях и профессионализме местных мастеров сцены узнали в России, Кыргызстане, Турции, Башкортостане.

Триумф без срока давности

Безусловно, Рустем Есдаулетов пополнил летопись нашего театра памятными страницами. Осенью 2009 года его постановка по произведениям
А. Кунанбаева и А. Пушкина «Атамды адам койған соң» («Поскольку человеком я зовусь») принесла театру победу на XVII Республиканском фестивале театров Казахстана, удостоившись третьего места. В дальнейшем постановка завоевала несколько престижных международных наград. Так, в июне 2011 года спектакль стал главным украшением X Международного театрального фестиваля тюркоязычных народов «Науруз», проходившего в Казани. В мае 2012 года постановка Р. Есдаулетова признана лучшей на V Международном фестивале тюркоязычных театров в Турции. Осенью этого же года экспериментальный спектакль удостоен диплома в номинации «За оригинальное художественное решение национальной классики» на Международном фестивале тюркоязычных театров «Туғанлык» в Башкортостане. Это означало триумф спектакля, который пережил самого режиссера-постановщика.

… Глядя на современное воплощение нашего Восточно-Казахстанского областного театра, вспоминаю то, ради чего радел Рустем Есдаулетов. По сути, мечты Мастера – вот они, теперь наяву! Правда, «порадоваться» он может, лишь глядя с фотографии в день его памяти, отмечаемый ежегодно в конце ноября.

Он отдал театру семь быстротечных лет своей жизни. И успел сделать то, на что другому могло понадобиться не одно десятилетие. Кто как не Рустем Есдаулетов заслуживает, чтобы театр назвали его именем.

Дарья Шавлева

Еще новости

Back to top button