Общество

Тайны высоких опор, или Как ЛЭП «перелетела» через горы

Более 30 лет назад, в золотой осенний день в Восточном Казахстане введён в строй значимый объект энергетики региона и республики – мощная линия электропередачи (ЛЭП) на Рахмановские ключи. На всех этапах реализации проекта журналисты «Рудного Алтая»
и областного телевидения находились на передовой, и сегодня, учитывая актуальность развития энергетики и туризма в регионе, мы решили напомнить об этом масштабном проекте.


Представляем читателям хронологию событий и действующих лиц огромной работы, заслуживающей особого внимания и ставшей «живым» примером для сегодняшнего поколения энергетиков и строителей.


ШАГНУЛИ ЧЕРЕЗ ГОРЫ


Самая высокогорная линия электропередачи (ЛЭП) Восточного Казахстана построена в Катон-Карагайском районе. Белоснежные опоры мощной ЛЭП взбежали на высоту
1 720 метров над уровнем моря благодаря коллективу одного из передовых в регионе строительно-монтажных управлений. Его возглавлял опытный, мудрый руководитель, почётный гражданин Усть-Каменогорска Анатолий Тунников.


Уникальнейшее для Восточно-Казахстанской области событие произошло осенью 1991 года, когда республика вступала на путь глобальных исторических изменений. Тогда никто ещё не предполагал, что становление государства продолжится долгие годы, а самую справедливую оценку работе строителей ЛЭП поставит сама жизнь. Спустя десятки лет.


ЗА СЕМЬЮ ЗАМКАМИ


Протянуть линию до Рахмановских ключей один из авторов проекта, ветеран энергетики Александр Тютяев мечтал давно. Старейшина энергетики разработал дерзкий план. Вот только возникла проблема с его реализацией: не нашлось желающих взяться за столь рискованное дело.


– Правительство республики дважды принимало столь необходимое постановление, но дело тогда не сдвинулось ни на шаг, – с горечью говорит Александр Тютяев.


Выгода от мощной государственной линии огромная. Санаторий получает энергию от малосильных дизельных генераторов, которые день и ночь оглашают неумолчным гулом заповедные места и работают нестабильно. Домики в селе Арасан (Рахмановские ключи) обогреваются дровами, а лечебные корпуса и коттеджи обеспечиваются теплом от котельной, работающей на привозном каменном угле.


Будущее уникальной здравницы иначе как туманным не назвать. Без надёжного источника электроэнергии село также не имеет перспективы. Для всех в округе санаторий является кормильцем. Здесь созданы рабочие места для медиков и многочисленного персонала из сельского населения.


Можно лишь выразить сочувствие местным жителям, туристам, пациентам, которым в конце двадцатого века недоступны простые блага цивилизации. О ненавязчивом сервисе на западный манер, лечебной базе, оснащённой по последнему слову техники, даже заикаться неуместно.

Потому богатства края пока остаются за семью замками. Целительные радоновые ключи понапрасну обогревают атмосферу, хотя могли бы дарить людям здоровье и прекрасный отдых. Круглый год исходит горячим паром знаменитое Мёртвое озеро, в котором никогда не водилась рыба…


НЕХОЖЕНЫМИ ТРОПАМИ


Подрядчики рады выручить, но прекрасно знают, что одного желания мало. Слишком сложна намечаемая трасса, и потому не каждому по зубам. Хоть золотом плати, но что толку, если результата всё равно не будет. Где же всё-таки выход?


– Тогда я обратился к руководителю управления Тунникову: «Анатолий Павлович, если уж вы не сделаете, то вообще никто и никогда не сделает!» – рассказывает автор проекта. – Таким образом я его убедил, как мне тогда показалось.


Выбор оказался далеко не случайным. Строительно-монтажное управление в советское время успешно трудилось на объектах легендарного Минсредмаша, имело опыт работы в Афганистане, Монголии. Одним словом, это была настоящая монтажная элита, каких мало даже в масштабах необъятного бывшего СССР.


– Александр Григорьевич сначала сам сел на лошадь, потом меня посадил, – улыбается Анатолий Тунников. – Верхом на лошади, козлиными тропами, проехали по маршруту и убедились, что мы сумеем проложить трассу сквозь лес и горы. Хотя на душе, конечно, ещё долго кошки скребли.
Несколько лет назад коллектив Анатолия Тунникова построил государственную линию электропередачи от села Урыль до села Берель. Монтажники полюбили суровый край и сдружились с местным населением. Теперь стояла задача связать Берель с Рахмановскими ключами и подключить таёжный угол к единой энергосистеме области и республики.


ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ


Мы побывали на трассе поздней осенью, когда линия, которая протянулась по равнине вдоль реки Белая Берель, упёрлась в горную гряду. Здесь находился базовый лагерь строителей. Вагончики оборудованы с выдумкой и любовью. Условия для отдыха есть. Мерцает голубой экран. Для утомлённых после изнурительной смены работяг развлечений негусто, поэтому руководство расщедрилось на покупку видеомагнитофона. Вещь редкая по тем временам даже для крупного города.


Суровые мужики не склонны к сантиментам. Однако глаза у них загораются, когда речь заходит об их труднейшей и одновременно увлекательной работе.


– Вот она, наша красавица, – говорит прораб предприятия Владимир Кузнецов, кивая на белоснежную металлическую опору. – Вереницу подобных красавиц надо установить на всём протяжении пути, через каменистые кручи и непроходимые топи. Это самое трудное. То, чего другие фирмы испугались больше всего, и отступили.


Именно здесь высоковольтная линия электропередачи и гравийная дорога на Рахмановские ключи пересекаются, а дальше расходятся в разные стороны. Дорога пролегает в обход, кружным путём, а линия протянется напрямик, по конному маршруту, сквозь непролазную тайгу и зыбкую трясину. Снова они сойдутся только на финишной прямой – у подстанции «Рахмановские ключи». Если, конечно, всё получится. Но не будем забегать вперёд…


ТРОЙНОЙ ЦИКЛ


Затяжной подъём на Рахмановские ключи намного круче и опаснее, чем пресловутый Осиновский перевал. На горных серпантинах слабонервным делать нечего. Не зря санаторий поддерживает связь с остальным миром при помощи вертолётов. В нелётную погоду надежда лишь на гужевой транспорт, колёсные и гусеничные вездеходы.


Новоявленные робинзоны и первопроходцы сначала обживали маршрут. Совсем как дорожные строители, но без специальной техники, прокладывали путь на крутых склонах. Затем чуть ли не на плечах затаскивали туда механизмы и автомобили. Так начинался первый этап строительства сложнейшей трассы.


На рабочей карте будущая линия выглядит прямой как стрела, а в реальности технологическая дорожка прорезала склоны высоких гор острыми зигзагами.


– Работа оказалась труднее, чем мы предполагали. За неё браться не захотели предприятия, которые считались намного солиднее, чем наше управление, – утверждает бригадир Юрий Жабин.
Его слова подтвердили линейщик Виктор Гилиг и водитель Анатолий Орза, которые подвозили грунт большегрузными «Татрами».


Грузовые автомобили из Чехословакии проявили себя прекрасно. Три моста, высокая проходимость, машины зарываются в землю, но всё равно ползут вперёд. По любой грязи, через глубокие сугробы и снежные заносы.


– Зима всегда привносит свои особенности, – делится наблюдениями главный инженер Виталий Кручинин. – Первое – большие снегопады, постоянная борьба со снегом; в смете это чётко предусматривается. Второе – это камни, реки, где гробится техника. Приходится отсыпать каждый подъезд, копка котлованов свои трудности доставляет. На верхней части плато предстоит многократное бурение и взрывание. Наверх большие буровые установки загнать невозможно. Ручные-то механизмы бурят всего-навсего на глубину 60 сантиметров. Тройным для нас получится цикл бурения и взрывания.


ТОЧКА ОПОРЫ


Очередная поездка журналистов на объект состоялась зимой. Наша группа и не подозревала, что под ногами будет самая настоящая топь. Летом на болоте не то что снимать лучшие кадры – даже стоять невозможно: засосёт в глубину бездонная трясина. Здесь, почти по Архимеду, нужна точка опоры, а на языке монтажников – площадка под металлическую высотную опору. Но её отсыпка и подготовка – это ещё четверть дела. Металлические конструкции готовят в городе, а затем доставляют до места сборки либо железной дорогой до Зыряновска (ныне – Алтай), л

ибо водным транспортом до пристани «Хайрузовка». Дальше груз отправляется на автомобилях.
База управления находится в Усть-Каменогорске, а в её конторе, напоминающей армейский штаб, явственно прослушивается пульс работы на всех объектах и участках. Отсюда тянутся нити управления, оперативной связи. В гулких цехах идёт обработка материалов, сборка, комплектация, тщательный контроль.


Производство массивных блоков из бетона и железа в целях экономии освоено в Зыряновске. Помог свинцовый комбинат, который являлся главным заказчиком, а также хозяином санатория «Рахмановские ключи». В интересах горняков обновление здравницы, где возможны лечение и отдых круглый год. Поэтому их партнёрство с монтажниками оказалось взаимовыгодным и обернулось огромной пользой для местных жителей.


Выдержать напряжённый ритм на производстве по силам далеко не каждому. Нагрузки на психику и «физику» очень велики. После тяжёлой рабочей смены, особенно если она длится 12–14 часов в сутки, требуются полноценный отдых и питание. Настроение дружной разноголосой семьи монтажников во многом зависит от повара, тем более что выбор продуктов не всегда бывает широким. Упор делается на выдумку и кулинарное мастерство. Меню удалось разнообразить благодаря подшефному совхозу «Катон-Карагайский» из села Джамбул.


МЕЖДУ НАМИ РЕКА…


Некоторое отставание в развитии являлось характерным для Катон-Карагайского района. Удалённость от большой земли – каких-то 400 километров, а разница в уровне жизни сельчан и горожан огромная. Географическое положение тупиковое. Ориентация на сельское хозяйство в своё время лишила район маломальских перспектив, ведь приоритеты, как правило, отдавались районам с промышленным профилем. В итоге здесь слабо развиты транспортные коммуникации, средства связи, дороги, мосты, социальная сфера…


Многочисленные сёла, расположенные в верховьях реки Бухтармы, по разным её берегам, связаны единственным мостом близ села Берель. По этому маршруту следуют грузовой и пассажирский потоки. Делать громадный крюк неудобно и накладно, особенно жителям сёл Урыль и Джамбул, чьи окна смотрят друг на друга. Но между ними река, а путь в объезд – около 60 вёрст. Раньше работала пешеходная переправа через Бухтарму на стальных тросах, но со временем она пришла в негодность. Много людей и скота утонуло в своенравной горной реке. Вода в ней обычно белая как молоко от известняка. Но у «молочной» реки нет «кисельных» берегов, как нет и надёжного мостика. На другом берегу центральная больница, школа, родственники, друзья, но – видит око, да зуб неймёт…


МОСТ ДРУЖБЫ


Возводить мост своими силами – задача для сельчан немыслимая: это масса проблем с проектированием, поиском финансовых средств, подрядных организаций. Не совсем она свойственна и для монтажников, хотя и выполнима, учитывая универсальные навыки, опыт и мастерство славного коллектива.


– Совхоз «Катон-Карагайский» является подшефным. Люди обратились к нам, – сообщил мастер участка Валерий Нориц. – Планируем, что новый мост будет канатным, на металлоконструкциях, рассчитанным не только для пеших людей, но и для легковых автомобилей, УАЗиков.


Где электромонтажники добыли чертежи, как изучили все вопросы? – Это остаётся секретом фирмы. Но в неслыханно короткие сроки люди Тунникова превратили в реальность, казалось бы, несбыточную мечту местных жителей.


– Наша бригада впервые столкнулась с возведением моста, но за короткий срок построили его с хорошим качеством, – с гордостью отмечает один из строителей Юрий Жабин.


Полностью солидарен с коллегами-технарями главный инженер совхоза «Катон-Карагайский» Алтай Рамазанов, который живёт в селе Джамбул.


– Проектировали его и готовили конструкции долго, однако построили быстро. Благодарен строителям Юрию Жабину и Валерию Норицу, которые уложились в полтора месяца, – говорит он.
Поприветствовать строителей «моста дружбы» пришли юные пионеры Джамбульской средней школы, которые от души исполнили для них песню военных лет. Красную ленточку разрезали глава администрации района Жанымхан Кундызбаев и руководитель управления, депутат областного совета Анатолий Тунников. Сначала белые «Волги», а затем сами монтажники и жители Джамбула «обновили» мост.


– Когда мы подъехали к мосту, пожилой человек и женщина с огромной признательностью выразили благодарность всем, кто его построил, – подводит итог презентации Анатолий Тунников. – Здоровья вам, дорогие друзья! Желаю, чтобы мост стал символом дружбы между нашими предприятиями.


При всей важности момента, в своих мыслях директор СМУ был далеко отсюда. Трасса – дело серьёзное и, как поётся в песне, не даёт ни минуты покоя.


ПОМОЩЬ С НЕБЕС


Тем временем на основном объекте назрели ключевые события. Предстоял самый трудный и ответственный этап, к которому внутренне готовились давно: сборка опор и доставка их на горную трассу. У каждого монтажника, немало повидавшего за свою жизнь, прошедшего огонь, воду и медные трубы, в душе таятся тревога и вполне понятное волнение: как доставить сотни тонн объёмного груза на высокогорные пикеты? – Разве что попросить помощи свыше… Но все понимают: на милость богов здесь рассчитывать не приходится. Если дело правое – победе быть!.. Или не быть? Вот в чём вопрос, и притом на засыпку.


Однако помощь, как ни удивительно, пришла именно сверху.
– Это единственная линия, единственный объект во всём Казахстане, который мы смонтировали при помощи вертолётов, – поясняет Анатолий Тунников. – Почти два месяца летал у нас вертолёт. Люди работали несмотря ни на что, во многих случаях рисковали жизнью.


Вертолётный монтаж в практике коллектива по своей сути и масштабам – беспрецедентная операция. В условиях высокогорья, короткого дождливого лета альтернативы ей в самом деле не было. Спланировать её требовалось по-военному чётко и безошибочно.


Методика работы с авиацией весьма своеобразна, поэтому всем понадобилась многодневная усиленная тренировка, отработка всех действий до автоматизма. Это позволило авиаторам, прибывшим из Ашхабада, включиться в работу без промедления и за считанные дни доставить около полутора тысяч тонн металлоконструкций и фундаментных блоков из железобетона на высокогорные пикеты.


Сноровка и выучка наших монтажников совершенно изу-мили авиаторов, хотя им довелось повидать немало профессионалов. В память об этой уникальной операции остались кинокадры известного туриста из клуба «Вега», работника одного из крупных предприятий области Владимира Пахомова.


Когда последние опоры были доставлены на горную трассу – словно гигантская ноша свалилась с плеч энтузиастов. Остальное – монтаж, натяжка проводов, подготовка подстанции – уже дело техники. И до финиша теперь рукой подать.


ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ


Разумеется, мы отправились лично засвидетельствовать, как загорится лампочка Ильича в медвежьем углу, чтобы рассказать об этом всему населению области и страны.


На берегу радонового озера встречаем самого Анатолия Тунникова, председателя областного Совета народных депутатов Игоря Тутеволя, председателя Зыряновского горсовета Валерия Доскалова, директора Зыряновского свинцового комбината Леонида Пономарёва, заместителя председателя облисполкома Вячеслава Гавву, председателя районного агрокомбината «Акмарал» Чаймардана Оразаева.


Бутылка шампанского привязана к бетонному столбу у подстанции. Приехали артисты из Зыряновского дворца культуры, техники и спорта. Церемония открытия новой ЛЭП обозначена в программе новым модным словом «презентация».


– Мне в своё время приходилось большой энергетикой заниматься, – делится с нами Игорь Тутеволь. – Вроде бы маленькая ЛЭП, но что она значит для района и области! Здесь природа реликтовая. Надо беречь и воздух, и землю. Край должен быть экологически чистым.


Леонид Пономарёв отмечает, что это одна из самых сложных энергетических трасс. Видел он работу электромонтажников в Алексеевке, Маралихе, но чтобы на Рахмановские ключи такую ЛЭП протянуть – это героический поступок!


Инженер ПТО строительно-монтажного управления Александр Грюнвальд как будто даже обескуражен тем, что объект сдали без единого замечания.


– Я удивлён даже, что в таких условиях все работы выполнены с высоким качеством. Подписывали акт – не было разных недоделок. От членов комиссии нет никаких замечаний, – констатировал он.
Автор проекта, председатель государственной комиссии по приёмке ЛЭП в эксплуатацию Александр Тютяев говорит, что чувствует себя именинником, не иначе.


– Мы доказали, что любые трассы проходимы! Это плод коллективного нашего труда, – отмечает он. – Санаторию желаю развития, закрыть котельную на твёрдом топливе и построить электрокотельную. Сегодня здесь получается нагрузка 110 киловатт, а зимой будет 200 киловатт. Мы установили два трансформатора по 4 000 – всего 8 000 киловатт. Хватит на все нужды региона. Пусть развивается. Работать нам было трудно, но мы находили общий язык. Всем спа-сибо!
Валерий Доскалов, со своей стороны, тоже прокомментировал знаменательное событие:
– Строительство объекта есть классический пример взаимного уважения, понимания задач сегодняшнего дня. Тютяев, Тунников, Пономарёв понимали, что это нужно людям.


Конечно, особый интерес для журналистов представляет мнение местного жителя. Поэтому мы с пристрастием расспросили о новых перспективах Катон-Карагая Чаймардана Оразаева.


– Сегодня последнее село получило государственную электроэнергию, – отвечает глава агрокомбината «Акмарал». – Прежде всего мы благодарны строителям. Особенно свинцовому комбинату, который вложил средства. Думаем построить несколько коттеджей вместе с зыряновцами, чтобы здесь без путёвок, по направлениям, отдыхали чабаны и механизаторы.


Возгласами одобрения приветствовали участники презентации Вячеслава Гавву, который приложил колоссальные усилия для реализации проекта, но в силу своей скромности высказываться не стал.
Итак, исторический момент. Рука на рубильнике. Контакт? – Есть контакт! На Рахмановских ключах загорается ночное «электрическое солнце»… «Гореть самим, зажечь других, быть впереди – и точка!» – этот известный лозунг из стихотворения Евгения Евтушенко как нельзя лучше передаёт настроение авторов проекта, положивших начало новой «эпохе электрификации» в Катон-Карагае в этот знаменательный день.


ОПЕРЕЖАЯ ВРЕМЯ


Спустя более тридцати лет мы вновь побывали с коллегами в знакомых местах и в полной мере ощутили смысл неразрывной связи поколений, без которой невозможны ни человеческая эволюция, ни технический прогресс.


Перед населением Восточно-Казахстанской области сегодня стоит большая и важная задача развития туризма, а значит – улучшения ранее созданной, но приходящей в упадок инфраструктуры. Всё это будет не так просто: требуются идеи, средства, технологии, кадры. Однако в активе земляков имеется бесценный опыт их отцов и дедов.


Трудовая и научная деятельность нынешней молодёжи, их достижения и открытия основаны в большей мере на опыте предыдущих поколений.


В нашем случае речь идёт о неоценимом вкладе строительно-монтажного управления, которое провело к Рахмановским ключам мощную линию электропередачи.


Работая на перспективу даже в самые трудные, кризисные годы, коллектив Анатолия Тунникова отличился на Малеевке и других крупных объектах Восточно-Казахстанской области. А позже был занят в проекте века – строительстве железной дороги Шар – Усть-Каменогорск, где возводил вдоль пути опоры и столбы для линии электропередачи. Здесь они снова трудились с прицелом на будущее: наступит новое время, когда на смену тепловозам придут экономичные и экологически чистые электровозы. Но ведь над этим надо было задуматься и заложить основы уже тогда, намного опережая своё время и бережно храня добрую традицию прежнего коллектива и его руководителя – быть дальновидными и мыслить стратегически.

Меир Токобаев
Фото из архива автора

Еще новости

Back to top button