Культура

Тайны Сергея Шупляка

Тайны Сергея Шупляка

Это имя на слуху у многих восточноказахстанцев. Его знают как единственного в нашем регионе профессионального художника по гобелену, как неравнодушного преподавателя. Наконец, как мастера, который с одинаковым творческим азартом, интересом берется за карандаш, кисть, перо.

Многогранность таланта Сергея Шупляка подтвердила его очередная персональная выставка, открывшаяся в центральной городской библиотеке в Усть-Каменогорске.

«Для друзей…» – уже название экспозиции настраивало на откровенное задушевное общение с загадочным и непостижимым художником. В узком кругу Сергей Петрович раскрыл тайны своих работ и творческого воображения.

Но прежде посетители выставки смогли насладиться неспешным созерцанием произведений Мастера. Радовала узнаваемость сюжетных линий и мазков.
Сергей Петрович, как тонкий ценитель женской красоты, остался верен любимой тематике. К его образам женщины – манящим, роковым, порой, даже мистическим – хочется прикоснуться взглядом и ощутить при этом гармонию мироздания. Индивидуальность и очарование героинь художнику удается передать как маслом на холсте, так и посредством штрихов, тонких линий карандаша на бумаге.

Отдельного внимания достойны графические и живописные работы художника по мотивам сказок Андерсена, фантастических новелл Рэя Брэдбери. Вот где Шупляк в полной мере проявил свое необычайно богатое воображение, не знающее границ и условностей. Персонажи его не повторяют друг друга. Есть среди них и добрые, милые создания, есть и демонические. Что указывает на двойственность натуры самого художника.

Еще одна характерная особенность работ Сергея Петровича – декоративность, орнаментальность. Эти качества отличают выставленные в библиотеке произведения «Эллада», «Древний Египет», «Хранители памяти», выполненные в технике батика. Не исключено, что в символах художника зашифровано послание нам, современникам, а также будущим поколениям.

Как точно подметила председатель Восточно-Казахстанского областного филиала Союза художников РК Яна Шматова, в работах Сергея Шупляка присутствует глубокий философский смысл.

– Глядя на его произведения, вспоминается восточная мудрость «Изысканное блюдо не пахнет чем-то одним, а прекрасная мелодия не складывается из одного тона», – сказала Яна Леонидовна.

Зрители видят лишь «верхушку айсберга», конечный результат сложного длительного творческого процесса. И лишь самые близкие – родные, друзья, соратники – знают истинную ценность картин Шупляка. По словам Я. Шматовой, он из тех, кто к каждой без исключения своей работе подходит серьезно, основательно и ответственно. Поэтому, все они для художника дорогие и любимые.

Между тем, Сергей Петрович, рассказывая о творчестве, подробнее остановился на полотне с изображением воспарившей над острыми камнями фигуры девушки, устремленной к Солнцу. Художник признался, что особым смыслом картина наполнялась постепенно, в ходе работы над ней. В итоге она стала олицетворением борьбы за мечту, неустанного стремления каждого из нас утолить душевный голод.

Умение фантазировать, по словам Сергея Шупляка, это детское качество, развитое им с годами благодаря отношению к творческому процессу как к своеобразной игре. Этот навык был подкреплен знаниями, полученными во время учебы Сергея Петровича в Московском текстильном институте
им. А.Н. Косыгина.

– Нам преподавали методику работы с воображением. На самом первом занятии, помню, сказали купить ручку с золотым пером. Понимание этого требования пришло мне позднее. Золотое перо более мягко и плавно пишет. Художник, который пытается работать по интуиции, ассоциации, не должен делать нажим, в противном случае может бесследно улетучиться его идея, мысль. Недаром есть такое выражение «Знание человека – на кончике пера». Для художника оно имеет особое значение, – делится Сергей Шупляк.

Дарья Шавлева

Еще новости

Back to top button