Татьяна Баева: «Все в творчестве сиюминутно»
Сегодня она редко выходит на театральную сцену. Зритель видит ее лишь после удачной премьеры, когда артисты во время поклона кричат: «Режиссера!». Ее фамилия есть во многих программках. Так кто же она – Татьяна Баева?
Во время спектаклей – будь то классика или детская сказка – в зрительном зале в сторонке от всех можно заметить хрупкую стройную женщину. Она серьезна. Ее взгляд сосредоточен на том, что происходит на сцене. Сразу и не поймешь, кто она в большей степени: женщина-загадка или серый кардинал? И только приближенные – коллеги, друзья – знают, что это Татьяна Баева, единственная женщина-режиссер Восточно-Казахстанского областного драматического театра, чей бенефис состоялся не так давно.
Раньше она была известна театральной публике как актриса. Именно в таком качестве Татьяна была принята в театр после окончания усть-каменогорского культпросветучилища. Этой профессии она посвятила чуть более половины своего тридцатилетнего стажа работы. Ею создано более 40 ярких сценических образов.
Но актриса понимала, что необходимо получать высшее образование, которое откроет для нее новые перспективы. Выбор пал на Алтайский государственный институт искусств и культуры в Барнауле. Нельзя сказать, что это была мечта всей ее жизни. Просто город был ближе всего к Усть-Каменогорску, к тому же там жили родственники. Из всех специальностей больше Татьяне приглянулась «Режиссер театрального коллектива, педагог».
– Я старательно училась. Но лишь на последнем курсе меня осенило, пришло понимание того, что такое режиссура, – вспоминает Т. Баева.
А случилось это во многом благодаря мастеру, который пришел к ним преподавать уже под конец учебы. Михаил Тумашев, так его звали, сразу сказал студентам, что разжевывать, объяснять ничего не станет. Если дано – то рано или поздно талант раскроется. Он произвел на Татьяну неизгладимое впечатление, его работы удивляли студентку.
По возвращении в Усть-Каменогорск, в театр, Татьяна Баева на все смотрела уже глазами постановщика. Работать в качестве актрисы ей стало тесно.
Прежние роли не приносили морального удовлетворения. В душе молодого режиссера назревал творческий бунт… Спас ситуацию случай. Баева уже получала второе высшее образование, заочно училась в Казахской национальной академии искусств им. Жургенева по специальности «Режиссер драматического театра». В это же время прежний директор театра Владимир Аленчук предложил ей должность режиссера-постановщика. Татьяна Николаевна, конечно, согласилась. Она доигрывала свои старые роли, но в новых спектаклях в качестве актрисы уже не была задействована.
– Иногда я завидую актерам. Они получают зрительскую реакцию. Такого обмена энергией не хватает мне, режиссеру, наблюдающему за всем из-за кулис. На большую роль я сейчас не замахнусь, для этого необходимо находиться в постоянном тонусе. А у меня уже большой перерыв, – говорит Татьяна Баева.
Если быть точнее, то тринадцать лет Татьяна Николаевна ставит в областном драматическом театре спектакли. За это время благодаря Баевой репертуар пополнился 25 постановками, среди них классика, современная драматургия и сказки. Лучшие ее спектакли проходят с аншлагами. Это «Проделки Ханумы» (А. Цагарели), «Ненормальная» (Н. Птушкина), «Слуга двух господ» (К. Гольдони), а также «Играем Пушкина».
Режиссер признается, что не любит современную драматургию. Не ее это «конек», что ли. Зато в классике чувствует себя комфортно. Самое любимое «детище» – «Играем Пушкина».
– Этот спектакль у меня особенный, необычный, уникальный. Он удостоен международных наград на фестивалях, получил высокую оценку компетентного театрального жюри, корифеев сцены. В этом году, кстати, спектаклю исполняется 10 лет. На нем выросло одно поколение юных зрителей, теперь подрастает следующее. И все продолжают открывать для себя Пушкина, – делится Татьяна Николаевна.
Главное в режиссерской работе, по ее мнению, – спектаклем вызвать у публики ассоциации. Волшебство постановки «Играем Пушкина» заключается в том, что при отсутствии на сцене богатых усадеб и конной охоты зритель, тем не менее, все это видит, сопереживает героям.
Следует отметить, что Татьяна Баева весьма критична и требовательна по отношению к себе как режиссеру. Одно из ее «золотых» правил – браться только за тот драматургический материал, который греет на все 100 процентов.
– В обратном случае я не смогу убедить, увлечь своим замыслом актеров, художника, музыкального оформителя. Шикарный спектакль тот, который удался на 80 процентов от первоначального замысла. Это уже победа, – рассуждает собеседница.
Режиссер, по словам Татьяны Баевой, должен быть тонким психологом, чтобы подвести актера к его роли и тот не автоматически заучивал свой текст, а действительно перевоплощался. Для этого требуется время, которого, как правило, у режиссера, нет.
Правда, на помощь постановщику, сами того не подозревая, приходят зрители. Известно, что спектакль рождается лишь на десятый показ на сцене. Очень многое значит реакция публики – актеры невольно корректируют свою игру, сглаживая шероховатости, меняя интонации. До них доходит понимание, как нужно исполнять роль.
– Среди ваших постановок много детских спектаклей: «Золушка, или Дело вовсе не в туфельке», «Три желания Морозко», «Кот в сапогах». На ваш взгляд, легко ли сегодня детям привить любовь к театру?
– Когда детей приводят группами, классами, то это просто катастрофа. Мне кажется, знакомить с искусством надо родителям, организуя для ребенка культпоход в выходной день. Они же и должны объяснять, как нужно себя вести в театре.
– От чего вы, как режиссер, получаете энергетическую подпитку?
– Это может быть что угодно. Творческим импульсом служит и случайно услышанная музыка, и телевизионная передача, и прочитанная когда-то пьеса. Все в творчестве сиюминутно. Сегодня у тебя есть режиссерский замысел, ты начинаешь засучив рукава его реализовывать, потом что-то тебя отвлекает. А спустя время смотришь на все начатое тобой когда-то и не можешь понять, что ты в этом увидел и что этим хотел сказать. Поэтому я не очень люблю говорить о планах, если уже не начала воплощать их в жизнь.