ТАРИФНАЯ РЕФОРМА. НАЧАЛО
Восточный Казахстан станет одним из первых регионов, в котором в рамках пилотного проекта будет реформирована система тарифного регулирования в сфере ЖКХ.
Подобный проект в сфере водоснабжения уже запущен в четырех регионах страны, а в Костанайской области реформа произошла в отрасли обеспечения теплом.
Был утвержден перечень субъектов естественных монополий, которые вправе получить или взять заемные средства у финансовой организации – в данном случае ею выступает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). На сегодняшний день в списке значатся 26 субъектов, в том числе три из ВКО («Өскемен-Водоканал», Усть-Каменогорские тепловые сети, Усть-Каменогорская ТЭЦ.)
К делу подключились специалисты компании KPMG – это международная сеть фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги.
Результаты их исследований выявили проблемы в сфере ЖКХ и регулирования тарифов. Действующие тарифы не обеспечивали достаточный уровень прибыли на развитие компании, модернизацию существующей инфраструктуры и ее дальнейшего расширения, был ограничен доступ к коммерческому финансированию,
отсутствовала так называемая «инвестиционная привлекательность». Также эксперты зафиксировали наличие излишней административной нагрузки и высокий уровень бюрократии при утверждении и мониторинге исполнения тарифов.
– Основные цели внедрения предлагаемого нами метода – привлечение частных инвесторов для развития инфраструктуры, стимулирование естественных монополий к снижению операционных затрат, повышению эффективности, решение проблемы асимметрии информации, которая на текущий момент присутствует, повышение качества предлагаемых услуг, снижение бюрократии. По нашему мнению, метод выгодный для всех заинтересованных сторон, – отметил заместитель директора отдела экономического консультирования KPMG в Казахстане Тимур Омашев.
Он пояснил, что для апробации данного метода нужно внести поправки в Закон РК «О естественных монополиях», выбрать компании, в которых стартует пилотный проект, запустить там работу. Если она будет признана эффективной, то в 2019 году можно внедрить ее на других предприятиях.
Специалисты, к сожалению, не пояснили, как новое тарифообразование повлияет на простых граждан. Значит ли это, что в ближайшее время вода и тепло подорожают, станет известно позже.
Ирина Генцлер, представляющая жилищный сектор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города» (российская некоммерческая организация, специализирующаяся на исследованиях в области социально-экономического развития городов), предложила Восточному Казахстану наряду с проектом по изменению тарифообразования принять участие в реформе по расчету и оказанию жилищной помощи. Она рассказала, что в республике семьи с низким доходом недостаточно защищены и в случае того же повышения тарифов могут оказаться вовсе за чертой бедности.
– Согласно нашим исследованиям складывается ситуация, что чем успешнее регион, чем лучше живут там люди, тем большее право они имеют на жилищную поддержку. И наоборот, слабые регионы меньше помогают жителям оплачивать услуги в сфере ЖКХ. Можно ожидать, что любое повышение тарифа вызовет явный негативный социальный эффект, – сказала Ирина Генцлер.
Она озвучила несколько предложений, в числе которых включение в жилищную помощь всех видов расходов, связанных с коммунальными платежами, определение норм жилищных расходов и другие.
– К 2020-2021 годам можно осуществить переход на модернизированную систему по всей рес-публике. Сегодняшнее пилотное место – Астана. Если ВКО, являясь регионом для тарифной реформы, захочет одновременно стать пилотным местом для модернизации жилищной помощи, чтобы эти два направления шли параллельно, то ЕБРР, Правительство, консультанты готовы пойти на это, – добавила Ирина Генцлер.
Коллаж Анары Муратовой