Тариф растет, а качество?
Экономическая ситуация на предприятиях пассажироперевозчиков Семея вынуждает городской акимат согласиться с требованиями перевозчиков о необходимости поднятия тарифа с 60 до 80 тенге.
Рабочая группа под председательством заместителя акима Семея Кайрата Ерембесова, полтора месяца проводившая мониторинг работы всех предприятий общественного транспорта, подтвердила основные статьи доходов и расходов по обслуживанию городских автобусных маршрутов.
В начале сентября текущего года некоторые предприятия, занимающиеся перевозкой пассажиров на общественном транспорте, заявили о повышении тарифа на перевозки с 60 до 80 тенге. В ответ на это заявление аким Семея Ермак Салимов организовал специальную рабочую группу, в состав которой вошли специалисты в области экономики, финансов, транспорта, ЖКХ, а также общественные деятели. Главной задачей рабочей группы стало проведение ежедневного мониторинга доходов и расходов по каждому предприятию, а также тщательный контроль за соблюдением графиков работы пассажироперевозчиков и качеством их обслуживания.
– В целом, по большинству позиций статьи доходов и расходов по подрядным предприятиям подтверждаются, – сообщил результаты проведенного мониторинга Кайрат Ерембесов на специальном совещании с участием перевозчиков. – И мы были вынуждены прийти к выводу, что поднятие тарифа за проезд необходимо, поскольку цены на запасные части поднялись на несколько позиций, а также выросла цена на ГСМ.
Выводы, сделанные членами рабочей группы, явно не удовлетворили главу города. Он до последнего не соглашался поднимать тариф сразу на третью часть от его нынешней стоимости. Одной из причин, по которой акимат вынужден пойти на уступки перевозчикам, городской глава считает некомпетентность работы Центра управления пассажирским транспортом. Особые претензии он предъявил руководителю ЦУПТа Олегу Белоусову.
– За все время, в течение которого я возглавляю городской акимат, ни разу не услышал от вас или специалистов вашего ведомства ни одного предложения по улучшению работы общественного транспорта, – открыто заявил Ермак Салимов.
– Возможно, мы смогли бы отстоять прежний тариф, если бы ЦУПТ вел постоянный мониторинг работы перевозчиков: следил за пассажиропотоком, соблюдением графиков поездок автобусов, а также занимался рассмотрением жалоб и предложений от населения по обслуживанию маршрутов. Однако этих материалов у нас просто нет. А то, что в городе проводится мониторинг, знали абсолютно все перевозчики. И нетрудно предположить, что на время проверки каждый экипаж автобусов и маршруток подтянул свои показатели, чтобы не подвести свое предприятие.
Именно поэтому аким открыто предупредил всех перевозчиков, что, несмотря на положительное решение об увеличении тарифа за проезд, мониторинг качества обслуживания и финансовых потоков предприятия продолжится. Более того, в местный бюджет 2016 года планируется заложить дополнительные средства на приобретение современного оборудования для установки систем навигации на всех городских автобусных маршрутах. Это сразу же снимет множество вопросов о соблюдении графиков и самовольных сходов с рейса.
Также в ходе совещания поднят вопрос о льготах за проезд для школьников и пенсионеров старше 70 лет. На нескольких маршрутах города пенсионеры этой категории оплачивают за проезд 20 тенге, в большинстве же случаев по 30 тенге. Но есть и такие маршруты, где престарелым пассажирам приходится платить полный тариф за проезд либо выходить на ближайшей остановке. Руководители двух крупнейших в Семее автопарков ТОО «Семавтопарк» и ТОО «Азия Комби» Сергей Должиков и Владимир Филичкин официально подтвердили свою готовность продолжить практику взимания 50-процентной оплаты за проезд для школьников до 15 лет и пенсионеров старше 70 лет.
– Общаясь с семейчанами, я не раз задавал им вопрос, готовы ли они к тому, что тариф в общественном транспорте будет повышен до 80 тенге? Большинство из них понимают, что это объективная необходимость. Но при этом практически каждый считает, что повышение цены за проезд должно автоматически сказаться на качестве услуг в общественном транспорте. Это, прежде всего, соблюдение графика работы, поездки до конечной остановки, точное соблюдение сетки маршрута, а также чистота в салонах и вежливое обслуживание, – особо подчеркнул Ермак Салимов.
Он также добавил, если эти условия не будут неукоснительно соблюдаться всеми подрядными организациями, то акимат Семея оставляет за собой право воспользоваться возможностью вновь пересмотреть тариф в сторону уменьшения.
Семей