Культура

Талант, мерцающий в кожаном сосуде

Сосуды из кожи для взбивания, хранения кумыса не только практичны, но и на редкость красивы. Имеют причудливые формы, замысловатые узоры. Невозможно представить, что они сшиты вручную из разной кожи. Сквозь незаметные и плотные швы не прольется ни одна капля богатырского напитка. На ярмарке района в Усть-Каменогорске экспозиция вызвала интерес.

Талант, мерцающий в кожаном сосудеГлядя на чудесные экспонаты, изготовленные руками учащихся школы искусств из села Акжар, делаешь вывод, что это не просто предметы быта, принадлежности кухни. Перед нами сосуды совершеннейшей формы, в которых до наших дней дошло в целости и сохранности переданное нам из прошлого далекими предками древнее искусство.

К примеру, ученик восьмого класса Шакер Куаныш изготовил из кожи и других подручных средств касеқап – своеобразный футляр для чайной пиалы. Торсық по форме своей создает иллюзию того, что жидкость из него просто не способна вылиться. Ведь два, изогнутых полумесяцем вверх, отростка будто придают посуде важную функцию чернильницы-непроливайки. Изготовил торсық Галымбек Кызырбеков под началом учителя Козыбека Баймолдина. С его помощью создана другая уникальная вещь – күбі. В грушевидной по контуру объемистой посудине взбивают кумыс. Из дерева выпилена лишь округлая крышка, также деревянной является привычная мутовка для взбивания. В чем же особая практичность, удобство кожаной посуды?

Она идеально отвечает требованиям кочевой жизни, удобна для перевозки на телегах или на лошади верхом, не ломается, не бьется, не трескается. Другоценную влагу не расплескать, не разлить. Пропитанная изнутри ароматным дымом кустарника, кожа придает напитку непередаваемый вкус. Неизбежная болтанка при езде, движении добавляет силы пенящемуся кумысу, никак не дает ему застояться. Это плод коллективной работы детей. Еще одно групповое творчество предстает в качестве «астауша», деревянного блюда прямоугольной формы под мясо. Характерно, что оно украшено элементами из костей животных.

Вполне соответствует кулинарной теме композиция «Дастархан». Его «накрывала» группа шестиклассников во главе с руководителем Адилетом Шокановым. В создании вкусного шедевра использованы кондитерские и крупяные изделия, горох. С помощью клея, красок, а самое главное – творческого воображения, ловкости рук, умения ученики добились удивительной правдоподобности. Украшением же дастархана опять является торсық изящной формы.

Обыкновенный гипс в руках Ергали Шерхана, также при поддержке старшего коллеги и руководителя Ертиса Шоканова, стал основой для написания картины зимнего леса в довольно зрелом, технически безупречном ключе.

Заведующая учебной частью школы искусств из села Акжар Мариям Аймуханбетова на нашу просьбу показать лучшую работу выставки ответила как мудрый педагог. По ее мнению, все произведения хороши по-своему. Не бывает неталантливых детей. Правда, чем не прекрасна вот такая композиция? Ученицы третьего класса Диана Бидахметова и Айганым Макижанова посвятили ее теме каникул и дали название «В летнем лагере». Чувствуется, что наставник Адилет Шоканов им прививает знания основ композиции. Из набора цветной бумаги с любовью и великим тщанием выполнена аппликация. На переднем плане – малыш с луком и стрелой, фоном служит хвойный лес с туристической палаткой, в устремленной вдаль перспективе: розоватые и голубые облака. И конечно, повсюду цветы. Даже крылья бабочки как четыре лепестка, что развернуты и трепещут.

Украшением выставки Тарбагатайского района стали картины известного мастера кисти Алибека Шоканова. В них нашли отражение свежие события из богатой истории Восточного Казахстана. Всего лишь год назад состоялось открытие памятника легендарному народному батыру Ер-Кабанбаю. Теперь оно увековечено на холсте художника. Из хроники большого праздника выхвачен один эпизод. На фоне героической фигуры полководца на вздыбленом коне несутся лошади с юными наездниками-участниками байги. Завеса пыли, поднятой копытами скакунов, словно время, разделяющее батыра и современных его потомков. Визуальный эффект исторического полотна достигается, на наш взгляд тем, что скульптура и кавалькада в порыве своем устремлены в одну сторону, в едином направлении. Создается впечатление слитности батыра и его войска. В этом сила искусства – объединять эпохи, сближать людей.

Меир Токобаев

Усть-Каменогорск – Тарбагатайский район

Еще новости

Back to top button