Общество

Сын полка на новый лад

Рост подростковой преступности в нашей области вызывает закономерную тревогу. Если в 2011 году несовершеннолетние совершили 576 преступлений, то в 2012 – уже 702. Больше всего пугает, что в числе нарушителей есть и домашние дети.

Сын полка  на новый лад Психологи говорят, что на отчаянный шаг их чаще всего толкает отсутствие банального внимания в семье. В прошлом году в управлении образования ВКО был разработан интересный проект «Общественный воспитатель», призванный помочь всем подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также дать неблагополучным семьям шанс на исправление.

Внимание плохим не бывает

Илья (здесь и далее имена изменены) рос в интеллигентной семье медиков. Мальчик неплохо учился и не доставлял особых хлопот взрослым. Он старался быть самостоятельным. А как иначе, если родители все время на работе, постоянно кого-то спасают? Дежурят ночами, днем ведут прием в поликлинике, а в редкие часы, проведенные дома, только и говорят о бесконечных Петровых и Сидоровых с их аднекситами и грыжами.

Илья все понимал, но временами обида больно царапала по сердцу. Ему начинало казаться, что он никому не нужен. Даже родители относились к нему с меньшим вниманием, чем к своим многочисленным пациентам. Вечерами мама вскользь проводила по макушке и даже не спрашивала, а утверждала: «В школе, надеюсь, без проблем. Ты же понимаешь, что нужно держать марку. У нас интеллигентная семья». Отец не утруждал себя и этим, временами только говорил: «Ну, сын, не подведи».

Добиться каких-то заоблачных высот в учебе у Ильи не получалось, а как еще можно самоутвердиться и чем привлечь внимание, он не знал. Стыдно признаться, но временами парень мечтал, что его собьет машина и его израненного привезут в больницу, вот уж родители забегают…

Однажды Илья подрался с одноклассником. Так, повалялись в пыли, не поделив что-то, но родителей все же вызвали в школу. Дома был настоящий скандал. Отец все кричал, что он «паршивец, посрамил фамилию», а мама вздыхала: «Разве этому я тебя учила?».

После разбора полетов Илья вдруг неожиданно почувствовал себя… счастливым. Впервые весь вечер был посвящен лишь ему, а не ненавистным пациентам. Ну и пусть кричали, зато были рядом и заботились о нем.

На следующий день парень пришел изрядно выпившим. Все повторилось. Илья сменил друзей, нашел компанию разухабистее. Впервые попробовал травку, а однажды он даже сам снял с прохожего шапку. Вот смеху-то было. А главное, почувствовал в себе небывалую силу, власть над более слабым. Оказывается, он не размазня и чего-то стоит…

Со временем Илью стали называть трудным подростком, взяли на заметку в школе и грозились поставить на учет в ОДН. Родители били во все колокола, но было уже поздно. Илья стал циничным, жестоким и нахальным, но менять что-то в себе не хотел. Такая жизнь ему нравилась больше его прежнего безликого существования…

Это лишь одна история из тысячи. Конечно, ребята из неблагополучных семей сталкиваются с трудностями намного чаще. Их положение еще менее завидное. У кого-то запиваются родители, кому-то с детских лет приходится зарабатывать себе на кусок хлеба милостыней или воровством… Во всех случаях, произошедших в бедной или же богатой семье, можно найти одну закономерность. Все беды – из-за недостатка банального внимания и недосмотра. Иногда доходит до крайности, и отчаявшийся подросток решается на суицид…

По совету Макаренко

Именно таким детям, находящимся на грани, и призван помочь новый проект «Общественный воспитатель», который был разработан специалистами областного управления образования совместно с ДВД ВКО. Суть его в том, чтобы привлечь внимание общественности к проблеме детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Можно сказать, что это аналог уже зарекомендовавшего себя комплексного плана по поддержке детей-сирот. Опыт людей, решившихся помочь воспитанникам детских домов, показывает, что иногда именно внимание и вера в ребенка дают ему шанс на счастливое будущее.

– В Риддере, в интернате имени Гагарина жил мальчик, – приводит пример реализации комплексного плана главный специалист управления образования Динара Шаухина. – Он очень средне учился, не занимался спортом, ничем не увлекался. Когда начали разрабатывать комплексный план, судьбой этого ребенка заинтересовался аким города. Он познакомился с ним, пригласил его к себе, брал на футбол, на заседания акимата. За год была проделана хорошая работа. В результате мальчик увлекся спортом, стал лучше учиться. Педагоги отмечают, что у него даже взгляд изменился. Он стал другим, потому что почувствовал к себе внимание, которого не хватает нашим детям.

В рамках проекта за каждым проблемным ребенком будет закреплен общественный воспитатель. Он должен помочь подопечному выбрать верный путь.
Предполагается, что воспитателями станут авторитетные люди: спортсмены, педагоги, аксакалы, общественные деятели. Судьбой ребенка может заинтересоваться и целая организация.

– Каких-то шаблонов здесь быть не может, – говорит Динара Шаухина, – для каждого конкретного подростка нужно разработать свой план действий.
Волонтер-спортсмен может заинтересовать здоровым образом жизни, художник – увлечь рисованием, любитель природы – заразить походами. Главное, показать личным примером, насколько интересной и многогранной может быть жизнь без выпивки, наркотиков и хулиганств.

Нельзя сказать, что это ноу-хау. Скорее, возврат к хорошему прошлому. Еще Макаренко говорил о плюсах наставничества. А помните, пионеры и комсомольцы брали на поруки отстающих? В принципе, и сегодня трудные подростки находятся под опекой школы и правоохранительных органов. Но проект предполагает вовлечение в проблемы детей всей общественности. Можно сказать, что это широкомасштабная акция по спасению подростков, в которой примут участие и медицинские работники, и исполнительная власть, и просто неравнодушные граждане.

Конечно, есть вероятность, что многие отмахнутся от нежелательной обузы. «Меня это не касается» – вот, пожалуй, один из вероятных ответов. Но он более чем ошибочный. Кто может дать гарантию, что завтра ваше родное дитя не обидит тот самый, лишенный внимания и озлобленный ребенок? Или лично с вас не сдернут в темном переулке кровно заработанную шапку. Все в этом мире возвращается бумерангом. Равнодушие тоже…

Научить ловить рыбу

У проекта, помимо работы с детьми, есть и еще один плюс. На поруки предполагают взять и неблагополучные семьи.

– У нас в области 60 процентов воспитанников детских домов – социальные сироты, лишившиеся тепла родного дома по вине своих нерадивых родителей, ведущих аморальный образ жизни, – говорит Динара Шаухина. – Процесс лишения родительских прав, как правило, тянется месяцами, и за это время трудной семье еще можно помочь.

Спасти все семьи, конечно, не получится, но ведь есть и такие, которые хотели бы подняться с социального дна. Волонтер может помочь с получением профессии, оформлением необходимых документов, трудоустройством, и самое главное подсказать, как найти общий язык с детьми…

Здесь, впрочем, возникают опасения, что далеко не все родители согласятся на вмешательство в процесс воспитания постороннего человека. Но задача волонтера – убедить в необходимости сотрудничества. Проект подразумевает только добровольное участие сторон.

Разработчики предполагают, что главная цель – научить семью «ловить рыбу», то есть дать верные ориентиры, а не взваливать все проблемы неблагополучной семьи на себя, порождая тем самым иждивенчество.

Ты нам нужен

Для апробации проекта выбраны три региона нашей области. Город Риддер, Зыряновский и Глубоковский районы. Они в ходят в пятерку лидеров по подростковой преступности. На первом месте Усть-Каменогорск и Семей, но в крупных городах работают многочисленные НПО и общественные организации, чего не скажешь о моногородах и районах.

Сейчас каждый из трех регионов занимается разработкой собственной модели ОВ, актуализирует базу трудных подростков и неблагополучных семей, а также ищет волонтеров для участия в проекте.

– У нас был подобный опыт наставничества, – рассказывает методист отдела образования Зыряновского района Наталья Карасева. – Несколько лет назад в Зубовске за каждым трудным подростком на летний период закрепили педагога-наставника, который регулярно посещал семьи. Это дисциплинировало детей и родителей. Каникулы в итоге прошли без происшествий.

По мнению Натальи Карасевой, одна из главных задач проекта – показать подростку, что он нужен обществу. Пока же происходит обратное: проблемных детей наш социум отчуждает от своей благополучной жизни, и у них не остается иного выхода, как занять противоположный полюс. Социализация и раскрытие положительного потенциала ребенка – вот, пожалуй, основная цель всей работы.

В Зыряновском районе планируют, что помогать общественному воспитателю будет в первую очередь психологическая служба. Для каждого ребенка составят личностно-ориентированный план действий.

Психологи будут курировать реализацию и корректировать его в процессе.

Специалисты управления образования к концу года подведут итоги проекта. В случае успеха хотя бы в одном пилотном регионе, его планируют внедрить во всех районах области. Сложно, конечно, ожидать стопроцентной результативности от ОВ, но даже если у нескольких детей появится вера в счастливое будущее, то проект можно будет назвать удачным.

Оксана Сосновская

Еще новости

Back to top button