Общество

Свяжет ли закон руки домашним тиранам?

Борьба с насилием над женщинами и детьми – системная проблема казахстанского общества. Для её решения необходима интеграция усилий государственных органов и общественности. В ценностных ориентациях жителей Казахстана необходимо сформировать нулевую терпимость к любым формам насилия.


Мажилис Парламента Республики Казахстан одобрил во втором чтении законодательные поправки, направленные на защиту прав и законных интересов женщин и детей. Законопроект разработан депутатами в рамках реализации поручений Главы государства, озвученных в Послании народу Казахстана. В документе пре-дусмотрен ряд норм, направленных на недопустимость насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения.


Пока законопроект не принят, мы побеседовали с известным криминологом, докто-
ром юридических наук, членом Общественного совета по вопросам деятельности органов внутренних дел Республики Казахстан Куатом Рахимбердиным.


– Куат Хажумуханович, расскажите, пожалуйста, какие основные изменения ждут казахстанцев в новом законопроекте?


– Я много лет занимаюсь проблемами борьбы с насилием на сексуальной и иной почве, с гендерной дискриминацией и преступлениями против детей. Поэтому могу сказать, что это достаточно серьёзный законопроект, затрагивающий целую систему законодательных актов Республики Казахстан, в которые вносятся диалектически связанные изменения.
Например, в Кодексе о браке, супружестве и семье провозглашается государственный приоритет защиты, сохранения, укрепления и продвижения традиционных семейных ценностей.

Предусмотрена организация работы мобильных групп по раннему выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с целью оказания им своевременной помощи. Закрепляется создание единого контакт-центра 111 для централизованного и оперативного реагирования на проблемы семьи, женщин и детей. В Уголовный кодекс вносятся изменения, ужесточающие наказание за преступления против несовершеннолетних, регламентируется уголовная ответственность за побои. Предусматривается новый состав преступления – приставания сексуального характера к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, а также состав пропаганды самоубийства. Тем самым повышается репрессивность уголовного законодательства, направленного на предупреждение насилия и иных преступлений против женщин и несовершеннолетних.


В Трудовом кодексе оговаривается предоставление отпуска без сохранения заработной платы на срок до 30 календарных дней работникам, пострадавшим от бытового насилия. Вносятся изменения и в Закон о правах ребёнка: они касаются разработки и утверждения программ помощи несовершеннолетним, подвергшимся насилию, жестокому обращению, буллингу. Имеются новеллы и в других соответствующих законодательных актах Республики Казахстан.
В целом, предлагаемые законодательные изменения направлены на то, чтобы повысить ответственность не только правоохранительных, но и иных государственных органов и учреждений за состояние профилактики преступлений против детей.


– Насколько, на Ваш взгляд, принятые изменения будут эффективны?


– В целом, изменения существенные и затрагивают множество аспектов обеспечения безопасности детей и женщин в нашей стране. Однако как юрист могу отметить, что эффективность правового регулирования во многом обеспечивается механизмом реализации правовых предписаний. К сожалению, содержание законопроекта не позволяет сказать, что по всем предусмотренным изменениям законодательства создан такой механизм реализации. Например, неясно, кто и в какой последовательности будет разрабатывать программы реабилитации несовершеннолетних, подвергшихся буллингу, насилию. А главное, каков алгоритм разработки этих программ?
Или другой пример. Законодательные изменения пре-дусматривают запрет высадки несовершеннолетнего из общественного транспорта. Однако если этот вполне оправданный запрет не будет дополнен, как, например, в Российской Федерации, конкретными мерами ответственности физических и юридических лиц, есть риск, что он не будет соблюдаться.


Отмечу также, что продолжительный отпуск для жертв бытового насилия, скорее всего, не приведёт в восторг работодателей. При этом жертвы иного насилия – например, уличного, а не бытового – могут задаваться резонным вопросом: «А почему нам не полагается такой отпуск»? Поэтому говорить об эффективности законодательных изменений пока преждевременно. Окончательно эту эффективность покажет реальная практика применения законодательных новелл.


– За убийство малолетнего либо педофилию вводится безальтернативная мера наказания в виде пожизненного лишения свободы. В какую сумму ежегодно обходится бюджету содержание преступника в тюремных условиях? Многие казахстанцы считают нецелесообразными эти расходы, а каково Ваше мнение?


– Понятие педофилии и сексуального насилия над детьми в полной мере отождествлять нельзя. Педофилия – это болезненное, патологическое расстройство сексуального предпочтения, связанное с влечением к детям. В отношении лиц – носителей подобной патологии – наиболее оправданы принудительные меры медицинского характера (меры безопасности), которые могут иметь и пожизненную продолжительность. Что касается сексуального насилия над детьми, то это явление гораздо более широкое, чем педофилия. Дети нередко становятся жертвами взрослых лиц, у которых сексуальная агрессия обусловлена жестокостью, отчуждённостью, избыточной агрессивностью и жаждой власти над жертвой, характеризующей определённые типы насильников. Полагаю, что за убийство малолетнего (конечно, кроме случаев убийства в состоянии необходимой обороны), а также за сексуальное насилие над детьми пожизненное лишение свободы – вполне справедливая и приемлемая мера наказания. Думаю, наше общество должно сделать выбор в решении такого деликатного вопроса, как возможность условно-досрочного освобождения этих преступников от отбывания наказания. Нам нужно решить, оставить ли ситуацию как есть,
т. е. не предоставлять этим осужденным УДО и до самой смерти держать их в заключении. Так установлено в настоящее время в уголовном законодательстве Республики Казахстан. Однако тогда пожизненное лишение свободы фактически из наказания превращается в меру безопасности. Второй путь заключается в распространении на таких «пожизненников» нормы о праве на УДО по отбытии 25 лет лишения свободы. Но в этом случае необходимы эффективные и научно обоснованные индивидуальные программы ресоциализации таких преступников, реализуемые в период отбывания наказания и при нахождении на УДО.


Что касается вопроса о нецелесообразности расходов на содержание осуждённых к пожизненному лишению свободы, то альтернативой этим расходам может быть только смертная казнь. Но от неё наше государство, как Вы знаете, в настоящее время отказалось как от архаичного наказания с сомнительной эффективностью.


– В социальных сетях было много споров о том, что законопроект может нанести вред институту семьи: к примеру, дети смогут писать заявления на родителей. Насколько это соответствует истине и как этот аспект отражён в новом законопроекте? И что стоит знать родителям?


– Касаясь Вашего вопроса о возможности подачи заявления детьми против родителей, могу отметить, что понимаю Ваше опасение. К сожалению, во многих современных западных государствах получила распространение практика широкого вмешательства ювенальных служб в частную жизнь семьи. Эта практика нередко проявляется в массовом доносительстве детей на родителей, в изъятии несовершеннолетних из семьи, только потому, что у ребёнка нет в достаточном количестве детского питания или игрушек. Вполне очевидно, что большинство казахстанцев вряд ли согласятся с приемлемостью такой практики. Однако предлагаемый законопроект, как я уже отмечал, провозглашает приверженность традиционным семейным ценностям казахстанского общества. Среди этих ценностей – уважение детьми своих родителей. В законопроекте я не обнаружил положений, явно указывающих на стимулирование детей к написанию заявлений на родителей в правоохранительные органы и государственные социальные службы. Но хотелось бы также отметить, что приверженностью к традиционным ценностям недопустимо прикрывать насилие над детьми, которые, к сожалению, порой становятся жертвами жестокого обращения и сексуальных посягательств непосредственно в семье, со стороны своих родственников.


– С чем Вы связываете рост числа преступлений в отношении женщин и детей? По крайней мере, если судить по публикациям в соцсетях и СМИ…


– Как криминолог могу сказать, что бытовое насилие, а также преступления против детей и женщин, всегда были латентными, то есть плохо поддающимися статистическому учёту и раскрываемости. На эту латентность влияет множество факторов: коррупция, невысокое качество расследования, неготовность жертв вследствие страха, высокой виктимности и других обстоятельств сообщать в правоохранительные органы о совершённых в их отношении преступлениях. Кроме того, в Казахстане, к сожалению, практически не проводилось глубоких и серьёзных комплексных исследований, посвящённых причинам и условиям насилия над женщинами и детьми.


Но рост численности насильственных преступлений против женщин и несовершеннолетних косвенно может указывать на некоторое улучшение качества раскрытия и расследования таких преступлений, на большую актуализацию внимания к ним со стороны правоохранительных органов. При этом уровень их латентности всё равно остаётся высоким, и достоянием общественности становятся в основном происшествия, связанные с резонансными уголовными делами в области бытового насилия.


Хочу отметить, что проблема бытового насилия, или более широко – насилия над женщинами и детьми, – это проблема системная. Для её успешного решения необходим системный подход, требующий интеграции государственных органов и институтов гражданского общества. В рамках этого подхода в ментальности населения, в его ценностных ориентациях необходимо сформировать нулевую терпимость к любым формам насилия над женщинами и детьми и уважение к человеческому и личному достоинству ребёнка, что, в свою очередь, является залогом воспитания достойного, социально ответственного гражданина нашего государства.
Добавим, в конце февраля во втором чтении депутаты Мажилиса внесли ещё ряд дополнительных поправок в законопроект. Так, лицам с признаками бытового насилия предлагается предоставлять возможность временного проживания в центрах поддержки семьи. Урегулирован порядок содержания лиц, совершивших уголовное правонарушение, за причинение лёгкого вреда и нанесение побоев. Уточнены меры применения особых требований, установленных судом к лицам, осуждённым или освобождённым от уголовной ответственности в связи с примирением. По словам мажилисменов, предусматривается криминализация деяний, направленных на умышленное причинение лёгкого вреда здоровью, нанесение побоев, приставание сексуального характера к лицам, не достигшим 16-летнего возраста, пропаганду самоубийства и другие действия, рассмотрены программы психологической помощи и реабилитации граждан. Также по предложению Правительства Республики Казахстан внесены поправки, регламентирующие деятельность уполномоченных по правам ребёнка областей, городов республиканского значения и столицы Казахстана.

Меруерт Бахтиярова
Фото из архива Куата Рахимбердина

Еще новости

Back to top button