Общество

Святой источник жизни

Святой источник жизни

Вблизи Семея есть место, которое в течение трех столетий являет людям чудеса, ведь чистые воды Святого ключа, бьющего в окрестностях Старой крепости, уже не один век исцеляют страждущих. Не только горожане, но и тысячи гостей из всех регионов Казахстана и приграничных областей России, независимо от вероисповедания, совершают паломничество к Святому ключу, чтобы попросить здоровья и защиты у высших сил.

ЧУДЕСА СВЯТОГО КЛЮЧА

Первая из историй, связанных с чудесами святого источника, приходится на 1719 год, когда вдоль по Иртышу с исследовательской миссией следовала экспедиция под командованием гвардии майора Ивана Лихарева. В ее составе числилось более 500 судов. Это было одно из первых исследований практически неизвестного в то время Иртыша. Также в ходе экспедиции проводилась закладка и обустройство прииртышских крепостей для защиты от джунгарского вторжения. Кроме припасов и воинского снаряжения, экспедиция везла с собой и список (копию) чудотворной иконы Абалакского Знаменского монастыря, что под Тобольском, – Пресвятой Богородицы «Знамение».

Копия Абалакской иконы Божией Матери находилась на одном из судов для проведения богослужений. Во время одного из молебнов о безопасности продолжения пути судно с этим образом самопроизвольно двинулось вверх по течению и, достигнув места Старой крепости, где в 1718 году обосновалась первая Семипалатная крепость, прочно встало «на прикол». Хотя, как свидетельствует легенда, якорей никто не бросал. И дальше судно, как ни старались находившиеся на нем навигаторы, не пошло. Люди увидели в этом знамение – волю Божией Матери и оставили образ в здешней деревянной церкви Антония и Феодосия Киево-Печерских, преподобных начальников монашеского служения. С тех пор Божия Матерь считается покровительницей Семея и всех его жителей.

Спустя некоторое время икона бесследно исчезла. По преданию, возле Святого ключа ее обнаружил бедный татарин, который собирал зимой в лесу дрова и заблудился. Стемнело, мороз грозил ему гибелью. И человек, который не был крещен, но был правоверным мусульманином, обратился с истовой мольбой к Всевышнему. Вдруг он увидел на дереве икону, под которой горела свеча. А из-под корневищ могучей сосны бил незамерзающий родник. Когда отчаявшийся путник приник к источнику, свет образа указал ему путь домой. Это событие оставило в его душе глубокий отпечаток. Он рассказал о случившемся жителям Семипалатной крепости. Люди решили забрать образ, но икона не далась в руки никому, кроме спасенного ею бедняка-татарина. В конце XVIII века в честь знамений, явленных Абалакской иконой Божией Матери в Семипалатинске был построен Знаменский православный собор, куда и поместили чудотворную икону.

ЖЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ

В 1903 году неподалеку от Святого ключа был основан женский монастырь, названный именем Знаменско-Абалакской Божией Матери. Сестры-инокини следили за окрестностями целительного источника, сеяли пшеницу, занимались хозяйством, заботились об укреплении крутого берега Иртыша, который в этом месте постоянно подмывался сильным течением реки.

Кроме того, инокини православной миссии воспитывали девочек-сирот. Они забирали их на воспитание из всех окрестных сел и аулов. Их воспитанницами были русские, казашки и татарки. Девочек учили грамоте и основам домоводства. Однако, по многочисленным свидетельствам очевидцев, здесь никто воспитанниц насильно не крестил. В 14 лет девушки сами выбирали религию по душе: было ли это православие или ислам.

Кстати, при женском монастыре было собственное фотоателье. Об этом свидетельствуют фотографические снимки эпохи начала ХХ века, на которых значится специальный знак «Фотография Семипалатинского женского монастыря в честь Знаменско-Абалакской иконы Божией Матери. На этих удивительных старинных снимках мы видим мирную жизнь скромных тружениц, посвятивших себя служению Богу и воспитанию маленьких девочек.

Женский монастырь на Святом ключе просуществовал до 1919 года. В это время советская республика объявила отделение церкви от государства. В те непростые годы и храм, и монастырь были полностью разрушены. Одна из последних монахинь Анна Матвейкина чудом сохранила копию Абалакской иконы Божией Матери и в 1944 году, когда после многих лет забвения в Семипалатинске вновь открывался Воскресенский храм, передала туда образ покровительницы города Семипалатинска.

Надо сказать, что судьба монахинь женского монастыря сложилась по-разному. Известно, что первая и единственная настоятельница монастыря матушка Екатерина была арестована, а затем сослана в Ташкент. Далее ее следы теряются. А вот некоторые монахини остались жить в Семипалатинске. Позже, во время Великой Отечественной войны, когда стали восстанавливать Воскресенский собор – единственный сохранившийся православный храм, некоторые монахини принимали участие в ремонтных работах. Кроме того, они передали восстановленному храму церковную утварь и главную святыню города – список иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». Эта икона до сих пор находится в Воскресенском соборе, охраняя мир и покой семейчан.

ПОИСКИ КРАЕВЕДОВ

В середине 1990 годов местные краеведы – Валерий Колбин, Павел Жуков и Александр Долгушев вместе с юными любителями истории родного края проводили исследования в районе Семипалатинского женского монастыря в честь Знаменско-Абалакской иконы Божией Матери.

– В ходе поисков мы обнаружили место, где в начале XX века располагалась часовня женского монастыря на Святом ключе. Ее стены были построены из плитняка. До наших дней сохранилась фотография, где изображена именно эта часовня. К сожалению, сейчас, многие постройки женского монастыря и хозяйственных служб ушли под воды могучего Иртыша. Из года в год река подмывает правый берег, и все старинные постройки – немые свидетели истории Прииртышья – навсегда уходят от нас в небытие, – посетовал Павел Жуков.

Также под воду ушли и монастырские погреба, которые еще в середине 90-х годов прошлого века исследовали краеведы Семея. Кладка этих погребов, скрепленная между собой крепким известковым раствором с добавлением яиц, была сделана из сланца. В них инокини хранили зимние припасы, пшеницу, овощи и другие продукты.

Кстати, именно во время раскопок у Святого ключа краеведы нашли любопытную находку: фрагмент стеклянной бутылочки с изображением Абалакской иконы Божией Матери. Позже уже целую бутылочку с таким же рисунком в Воскресенский собор в Семее принесли прихожане. Сейчас она хранится в Усть-Каменогорске.

Сохранились до наших дней и другие свидетельства жизни женской обители на Святом ключе. Так, в районе Затона в Семее до сих пор стоят несколько бревенчатых двухэтажных домов, отличающихся индивидуальной архитектурой. Эти дома были построены из бревен лиственницы, взятых из построек монастыря у святого источника. По словам Павла Жукова, после его закрытия разобрали и деревянную церковь, построенную на пожертвования купца Плещеева. Бревна церкви привезли в Старую крепость, но так и не собрали ее на новом месте. За долгие годы бревна сгнили, и местные жители использовали их для растопки домашних печей.

– В экспозиции Областного историко-краеведческого музея Семея представлен небольшой колокол. Именно он звонил в женском монастыре более века тому назад. А вот в музее краеведческого общества «Прииртышье» бережно хранится деревянный гребень для расчесывания льна. Его краеведам подарил потомок смотрителя мельниц женского монастыря Корнеева – Владимир Корнеев. Кстати, этот смотритель был в свое время моряком и приехал в Семипалатинск из Кронштадта. Он не только следил за работой мельницы при монастыре, но еще и занимался изготовлением деревянных ткацких станов. Ведь монахини сами изготавливали ткани для нужд своей небольшой обители, – рассказывает Павел Николаевич.

СВЯТОЕ МЕСТО

Усилиями бизнесменов и спортсменов Семея по благословению священнослужителей Воскресенского православного собора это святое место в бору около 15 лет назад было тщательно обустроено. В соответствии с архивно-историческими данными, на месте, где когда-то впервые в XVIII веке была обнаружена Абалакская икона Божией Матери, установлен художественный список этого образа. Над лесным киотом вознесся небольшой купол, увенчанный крестом. К Святому ключу ведет прочная лестница, чуть ниже истока, справа, по прочному деревянному мостку паломники проходят к купели.

В начале 90-х годов прошлого века Святой ключ вновь стал местом паломничества прихожан. Причем на святой источник приходят не только православные. За исцелением приходят люди разных национальностей и вероисповеданий. Православные храмы Восточно-Казахстанской области часто организуют поездки на Святой ключ для желающих помолиться на святом месте и окунуться в купель с целебной ключевой водой.

А в день празднования Казанской иконы Божией Матери – 21 июля – на Святом ключе свершают крестный ход. Начало этой традиции было положено еще в XIX веке. После многих десятилетий забвения обычай возродили.

Несколько лет назад в этот праздничный день тысячи прихожан и паломников из всех уголков Восточного Казахстана и Алтайского края стали свидетелями освящения новой часовни, построенной у Святого ключа. Освящал ее епископ Усть-Каменогорский и Семипалатинский Амфилохий.

Именно владыка Амфилохий стал инициатором разработки проекта и строительства постоянной часовни на Святом ключе.

– В предыдущие годы для того, чтобы отслужить в сосновом бору у Святого ключа Божественную литургию, мы ставили временную разбирающуюся часовню. Владыка Амфилохий предложил нам построить в этом месте постоянную часовню, которая бы украсила место паломничества наших прихожан, – пояснил благочинный Семипалатинского церковного округа, настоятель Воскресенского собора в Семее протоиерей отец Феодор.

Проектом будущей часовни занялся архитектор Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии, руководитель архитектурной мастерской «Старый квартал» Александр Богушевич. Часовня получилась очень просторная, воздушная и красивая. Ее размеры 5-8 метров и более 6 метров в высоту вместе с маленьким аккуратным куполом в центре кровельной конструкции. Металлическую часовню украшают несколько икон. Она гармонично вписывается в окружающий лесной пейзаж.

Сейчас это изящное ажурное культовое сооружение стало истинным украшением места паломничества.

ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Говорят, вода, поступающая в купель из ключа, необычайно бодрит и исцеляет. Кстати, целебные свойства Святого ключа были известны очень давно. Еще в 1855 году военный чиновник Свидерский построил над источником часовенку в виде деревянного навеса. А под иконостасом хранилась небольшая тетрадь, куда аккуратно записывались все случаи исцеления. К сожалению, книжица не сохранилась до наших дней: вместе с часовенкой она сгорела во время сильного пожара.

Случаи чудотворного исцеления больных целебной водой Святого источника известны и в наши дни. Павел Жуков в течение месяца дважды в неделю приезжал на Святой ключ, чтобы привезти больному отцу по 10 литров целебной воды. И уже к исходу месяца пожилой человек излечился от пародонтоза. А жительница Старой крепости всего за три месяца лечения ключевой водой вылечила язву желудка. И подобных примеров – сотни.

Недаром основатель Семипалатинского медицинского института – ныне Государственного медицинского университета Семея – Василий Бобов еще в середине прошлого столетия задумывал построить у Святого ключа водолечебницу. Он даже пробу воды брал из источника, чтобы оценить все его лечебные свойства.

В конце 90-х годов прошлого века краеведы и школьники не поленились подвергнуть ее химическому анализу. Предполагалось, что в ней содержится повышенное содержание серебра. Ведь вода из святого источника способна храниться не один год без ущерба для своих целительных свойств. Но никакого повышенного содержания серебра или иного металла в ней обнаружено не было. Согласно заключению городского управления санэпиднадзора, вода Святого ключа очень чистая, и только. Видно, чудо несет ей божественное провидение.

ПЕШИЙ МАРШРУТ

Надо сказать, что окрестности Святого ключа и Старой крепости неподалеку от Семея – одно из самых живописных мест Прииртышья. Неудивительно, что здесь уже много лет пролегает туристический маршрут «Святой ключ».

Тропы пролегают в основном вдоль берега Иртыша, их длина от 7 до 10 км.

Места здесь действительно просто замечательные. Вдоль седого Иртыша простираются березовые и сосновые рощи, сосновый ленточный бор подходит прямо к крутым песчаным берегам реки. А еще возле Святого ключа в окрестностях Старой крепости растет многовековая ива. Существует поверье, что под кроной этой старинной ивы в свое время прогуливался первостроитель Семипалатинска (ныне Семея) капитан Иван Андреев.

Однако туристы не только любуются живописными пейзажами речной поймы, но и знакомятся с многообразием лекарственных растений, произрастающих в верховьях Иртыша. Кроме того, здесь можно прямо на тропе повстречать шустрого зайца, рыжую лису и даже волка. А уж нахальных белок тут видимо-невидимо. Эти рыжие белки-стрелки вообще людей не боятся. Наоборот, ждут, когда гости поднесут им вкусное угощение для бельчат.

– Удивительна судьба Святого ключа, – размышляет член краеведческого общества «Прииртышье» Павел Жуков. – Ведь водоносный пласт вблизи Семея тянется от профилактория «Строитель» до села Стеклянка на много километров. Однако именно этот ключ выделяется среди тысяч других источников свой силой исцеления и удивительными легендами и сказаниями.

Ведь доподлинно известно, что в этих местах люди обитали еще в эпоху неолита. Об этом нам говорят находки каменных орудий труда и обожженных костей животных, разрубленных рукой человека. Эти находки время от времени выбрасывает на берег Иртыша маленькая подземная речушка, расположенная неподалеку от святого источника. Значит, это таинственное, поистине святое место, притягивает к себе людей уже многие века. А может, и тысячелетия…

Екатерина Гуляева
Фото автора
Использованы материалы краеведа Виктора Кашляка

Семей

Еще новости

Back to top button