Святки: от звезды и до воды
Богата земля Восточного Казахстана древними обычаями и обрядами разных этносов. Особое место занимает празднование святок – время от Рождества Христова до Крещения Господня. Древние славяне верили, что это дни радости и волшебства, когда можно узнать погоду по святочным приметам…
Энциклопедические источники гласят, что старославянское слово «святки» означает святые, праздничные дни. В старину их еще называли свечками, колядами, святыми вечерами, кудесами, рождественскими или зимними святками. Речь идет о славянском народном праздничном комплексе зимнего календарного периода, который состоит из 12 дней «от звезды и до воды» (от появления первой звезды в канун Рождества (на Коляду) и до Крещения). В это время нужно святить, то есть освящать праздник добрыми делами, а также не впадать в обжорство, несмотря на то, что Рождество предваряет 40-дневный пост, заканчивающийся во время сумерек вкушением сочива (блюда из вареной пшеницы или риса с добавлением меда и сухофруктов). Отсюда, кстати, название праздника Сочельник (Сочевник).
– Церковные и славянские святочные обычаи тесно переплетены, ведь они совпадают по времени в начале года, – говорит руководитель белорусского этнокультурного объединения Галина Борисович. – Белорусы, также как и другие славянские этносы, издревле отмечают святки во всем их многообразии и веселье. Это беззаботное время шуточных ритуалов, святочных народных игр, песен и потех.
Преподаватель белорусского языка этнокультурного объединения, «душа» вокального ансамбля «Крыничка» Нина Прищепчик добавляет, что ежегодно вот уже на протяжении 15-ти лет активисты белорусского объединения принимают участие в рождественских и святочных гуляниях, организуют благотворительные вечера и концерты с участием людей разных национальностей, возрастов, вероисповеданий.
К примеру, на сей раз члены объединения вместе с Восточно-Казахстанским обществом славянской культуры, казачьими организациями, украинским этнокультурным объединением и творческими коллективами проводят в областном Доме дружбы масштабное мероприятие, посвященное празднованию Рождества. Там же состоится персональная выставка рукодельницы с ограниченными возможностями Елены Спириной, которая подготовила экспозицию ярких вязаных карнавальных кукол. Елена не первый год сотрудничает с белорусским объединением, изготавливает различные украшения, сувениры, обереги.
– Мы рассказываем и показываем, как наши предки колядовали, пели обрядные песнопения, готовили праздничные куличи, – говорит Нина Прищепчик. – Начало года – время особенное, когда солнце поворачивает с зимы на лето. Прибавился световой день, а значит и радости должно быть больше. По народным поверьям, в это время не только погоду – судьбу свою можно узнать. Главное, как говорят в Беларуси, «коляды святкуют только для того, кабы было много доброго всего». И один из героев – певень (петух) изгоняет нечисть из дома, чтобы хозяева могли встретить колядовщиков, одарить их со словами «Вот вам мех – один на всех». Это приносит благополучие в первую очередь самому дарителю. Одно из самых популярных пожеланий звучит так: «И жито полный дом, и чтобы дочек замуж отдавали и сынов женили, и сами крепки были».
Считалось, если ясные святки, то полные амбары, а мокрые – мало урожая. Еще пращуры поговаривали, что на святках волки женятся, и от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц нельзя. Также нельзя встречать Рождество в черном («приходить на пир в печальной одежде»). Со святого вечера до 14 января хозяйки не мели сор из избы. На Рождество Христово святочники ходили с вертепами (ящиками кукольных представлений на библейские и комические сюжеты), со звездой. Как правило, в этот день бывает сильный мороз. Замечено, «какая погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля)». В ночь под Рождество хорошей приметой считался иней, который сулил богатый урожай, а также звездное небо, обещавшее приплод скота, птицы, изобилие хлеба. Вообще предки старались смотреть на жизнь с оптимизмом, как говорится, при любом раскладе. Так, темные святки – молочные коровы, святки светлые – куры будут хорошо нестись.
Всем знаком обычай, когда девушки кидают валенок через забор или иным манером выгадывают себе счастье по зеркалам, свечам. Сохранилось немало народных преданий на этот счет. Однако хотелось бы предостеречь и процитировать слова диакона Андрея Кураева, который говорил, что святочные гадания – это лучший способ испортить отношения с Христом в начале нового года: «Тем, кто говорит, что традиция идет от волхвов, принесших дары младенцу Мессии, отвечу – они шли от гадания к Христу, а их сегодняшние подражатели – в обратном направлении».
Настоятель Свято-Покровского храма Усть-Каменогорска, иерей Алексий Анищенко добавляет, что главное во время святочной недели – это согреть душу, утомленную мирской суетой, истинной радостью о рожденном в мире Спасителе. Это тот духовный фарватер, который будет определять направление житейского плавания. А заглядывать в будущее с помощью гаданий – ни к чему, если полагаться на волю Всевышнего.