Здравоохранение

Страхование в действии

В Восточном Казахстане участниками ОСМС являются свыше 738 тысяч человек.

Для обеспечения качества медпомощи населению эксперты областного филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» проводят мониторинг по текущим, целевым, внеплановым, проактивным её видам. Об основных направлениях и показателях деятельности Фонда социального медицинского страхования за первый квартал 2023 года рассказал директор областного филиала ФСМС Нурлан Кидирбаев.

По его словам, всё больше жителей Восточного Казахстана становятся участниками системы медстрахования. Так, за первый квартал этого года прикреплённое население составило 738 261 человек, при этом неохваченными мерами ОСМС остаются 129 419 восточноказахстанцев.

На сегодняшний день в регионе медицинские услуги в рамках ГОБМП и ОСМС предоставляют 60 медорганизаций-поставщиков фонда и 91 соисполнитель.

– Финансирование на текущий год составило 83,7 млн тг., из них на пакет ГОБМП предусмотрено 47,5 млн тг., ОСМС – 36,1 млн тг. Особо волнующий население вопрос – амбулаторное лекарственное обеспечение: на эти цели выделено 12,6 млрд тенге, из них в рамках ГОБМП – 12,3 млрд тенге, ОСМС – 0,3 млрд тенге. Стоит отметить, что на закуп лекарств фонд направляет средства заблаговременно, в виде авансовых платежей, чтобы не допускать задержек в приобретении необходимых препаратов. Мы выполняем свои обязательства перед медорганизациями и СК «Фармация» в части финансового обеспечения, – подчеркнул Нурлан Кидирбаев.

Основная доля расходов, по его словам, ложится на социально значимые заболевания, такие как сахарный диабет – 21 процент, онкологические заболевания – 13 процентов, артериальная гипертензия – 10 процентов, злокачественные новообразования – семь процентов, наследственные дефициты факторов свёртывания крови – 4,4 процента.

По представленным информационной системой «Лекарственное обеспечение» данным  за период с 2022-2023 года общий средний процент прироста бюджетных средств, выделенных на амбулаторное лекарственное обеспечение, составил 15,7 процента.

Не менее актуальный вопрос – доступ к услугам высокоточной диагностики МРТ/КТ, дорогостоящим исследованиям, высокотехнологичной медицинской помощи.

– В первом квартале увеличилось количество оказанных населению медицинских услуг. Так, за этот период в области проведено свыше семи тысяч операций за счёт средств ОСМС, из них высокотехнологичная медицинская помощь – 58 операций. К тому же за счёт ежегодного увеличения объёмов финансирования медпомощи с начала года проведено 460 тысяч лабораторных исследований, 207 тысяч инструментальных диагностик, в том числе КТ – почти пять тысяч, МРТ – свыше семи тысяч, а также 403 тысячи консультаций узких специалистов.

Что касается нарушений, связанных с завышением объёмов медпомощи и так называемыми «приписками», директор областного филиала фонда признал, что они носят массовый характер, а количество случаев, когда медицинские организации выставляют счёт страховщикам за неоказанные услуги, растёт с каждым годом.

По результатам мониторинга за первый квартал экспертами ФСМС выявлены 127 случаев фактически не оказанных услуг (приписок) на сумму 0,43 млн тенге с учётом штрафов, это на 66 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года.

– Радует, что растёт осведомлённость граждан о системе ОСМС, – отметил Нурлан Кидирбаев. – Люди стали вникать и интересоваться своими правами, просят разобраться в ситуациях. Недавно было принято решение о передаче услуги консультирования граждан единому контакт-центру 1414, где более широкий штат операторов и предусмотрены технические возможности для приёма большего потока звонков.

Обращение в контакт-центр позволяет сократить время ожидания ответа для абонентов до менее чем одной минуты, а также увеличивает возможности дозвона для населения и снижает количество «потерянных» звонков. Операторы 1414 принимают звонки и дают ответы по вопросам консультативного характера с 9.00 до 21.00. Если же обращение требует более детального изучения, то оно будет передаваться на вторую и третью линию, обрабатывать которую будут уже представители фонда и медицинских организаций.

При этом Нурлан Кидирбаев напомнил об альтернативных каналах связи с фондом – мобильное приложение Qoldau 24/7, официальный сайт fms.kz или @SaqtandyrýBot в Telegram продолжают работать, как и прежде.

К слову, с января по март этого года в филиал фонда поступило 4 773 обращения, из них 184 жалобы, 4 519 консультативного характера, 70 присвоен временный статус из общего количества жалоб.

Отследить, на какие цели были потрачены средства, теперь можно с помощью цифровых платежей.

В рамках единой IT-платформы Е-денсаулық Минздрав и МЦРИАп ведут работу по полной оцифровке системы здравоохранения. Оцифровка платёжного модуля фонда будет осуществляться на основе принципа персонифицированного финучёта и отслеживания движения денег на виртуальных счетах потребителей медуслуг. Это позволит внедрить механизм индивидуальной верификации для подтверждения приёма у врачей посредством SMS и QR-кодов.

Нурлан Кидирбаев также напомнил, что для получения широкого спектра медицинских услуг важно быть участником системы медстрахования.

– ОСМС – это форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья в случае наступления болезни, травмы, беременности и родов, инвалидности и старости. Многие развитые страны выбрали ОСМС, которая позволяет перераспределять средства от менее нуждающихся к более нуждающимся, – резюмировал он.

Проверить свой статус в системе медицинского страхования и получить информацию о произведённых выплатах можно на сайте электронного правительства egov.kz в разделе «Здравоохранение» через государственную услугу «Предоставление информации об участии в системе обязательного социального медицинского страхования в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов».

Бахыт Сарсембаева

Еще новости

Back to top button