Стоговозка

Проезжая по дорогам Коробихинского и Аксуского сельских округов Катон-Карагайского района, мне довелось встретить несколько прицепленных к тракторам, необычных на вид одноосных тракторных тележек, на которых местные крестьяне перевозили сено. Сразу было заметно, что эти тележки – не продукция заводской промышленности, а чье-то изобретение, воплощенное в жизнь в кустарных условиях.
– Мы называем их стоговозками, – пояснили Нуржан Калиев и Меир Уалханов, осуществляющие транспортировку сена для крестьянского хозяйства «Куаныш» из Аксуского сельокруга. – Очень удобное приспособление! Подгоняешь тележку к скирде, делаешь к ней снизу небольшой подкоп, опускаешь задний борт на землю и сдаешь задом, чтобы борт глубже зашел под сено. Затем сеновозными тросами с помощью тракторной лебедки затаскиваешь стог на платформу прицепа, крепишь его этими же тросами и везешь к месту складирования. Сено в скирде улежавшееся, плотное, и эта цельная масса не рассыплется во время транспортировки по нашим тряским, ухабистым дорогам. Разгрузка происходит так же, с помощью лебедки. Отцепляется прицеп, открывается задний борт и тросами стаскивается сено на землю.
Мужики рассказывают, что такой способ перевозки сена очень экономичен и требует гораздо меньше трудозатрат. Во-первых, не нужно нанимать погрузчик КУН (его в здешних местах называют – «шарнир») или мужиков с вилами; тракторист может и один управиться. Во-вторых, после доставки нет необходимости складировать сено заново, оно остается таким же, каким было в поле – в цельной скирде. В-третьих, экономится дорогостоящее горючее, ведь транспортировку стоговозки можно осуществлять маломощными тракторами (зимой для сволакивания стогов по снегу используются ДТ-75, МТЗ-1221 либо К-700). Это очень эффективный метод для тех, кто не имеет возможности вывезти сено летом, во время заготовки кормов.
– За день мы делаем по 4-5 рейсов, вывозя сено с участка Прокопьев луг, что в трех километрах от села, – сказали механизаторы.
Как удалось выяснить, автором изобретения стоговозки является житель села Барлык, управляющий ТОО «Ушбулак», депутат районного маслихата от Аксуского избирательного округа Арыстанбек Байгонусов.
– Идею создания приспособления, которое существенно облегчило бы труд кормозаготовителей, я вынашивал еще с того времени, когда работал механиком Печинского отделения совхоза «Коробихинский», – рассказывает Арыстанбек Байгозынович. – Уже тогда приобрел лебедку от автомобиля ГАЗ-66. Однако воплотить замысел вместе со своими помощниками смог только в 2013 году. Эту лебедку мы приспособили к кардану от трактора точно так же, как косилку (привод берется от вала отбора мощности). Сконструировали платформу прицепа с раздвинутыми металлическими боковыми бортами и откидным задним бортом. Прицеп получился универсальным, на нем не только сено, но и многие другие грузы можно перевозить.
Главное преимущество стоговозки в том, что после загрузки сена в платформу больше ничего не нужно делать – она остается так же утянутой тросами с помощью лебедки и благополучно доставляется к месту. Арыстанбек Байгонусов постепенно усовершенствовал свое изобретение, рассчитывал нагрузки на лебедку, оптимально подогнал размер платформы прицепа.
– На стоговозку можно загрузить не более 2,5-3 тонн сена, иначе может не выдержать лебедка, – говорит он. – Поэтому стараемся ставить в поле скирды размерами, не превышающими этот показатель веса. Тем не менее вывоз осуществляется очень быстро. Например, нынче во время отпуска мы вдвоем с сыном на тракторе Т-40 вывезли с поля 74 стога сена. А это около 200 тонн! Еще одно преимущество заключается в том, что таким способом можно перевозить грубые корма даже в дождливую погоду, в то время как другие, использующие традиционные методы транспортировки, в эти дни вынуждены простаивать, дабы сено не промокло.
Нужно отметить, что стоговоз – не первое изобретение Арыстанбека Байгозыновича. В 1982 году он, например, реализовал рацпредложение, сконструировав сенокосилку КДП-6 на ременной передаче. Дело в том, что, работая на цепной передаче, косилка зачастую выводила из строя тракторный кардан. После перевода сельхозмашины на ременную передачу такая проблема отпала – в худшем случае рвался ремень, который нетрудно заменить. О дальнейшей судьбе своего рацпредложения Арыстанбек Байгонусов не знает, помнит лишь, что оно было рассмотрено специалистами областного управления сельского хозяйства. Еще за «рацуху» выделили премию в размере 300 рублей, что по тем временам было весьма солидной суммой. Правда, оформить на себя свое изобретение Арыстанбек как специалист-механик по существующему положению не мог – таковые оформлялись на токаря, сварщика или тракториста. Он лишь им все показал, рассказал, продемонстрировал чертежи и расчеты. А премию разделили на бригаду и, следуя традиции, как положено, «обмыли».
Но что интересно, лет через семь – восемь косилка на ременной передаче КДП-4 стала выпускаться советской промышленностью.
Потом у Арыстанбека были изобретения по усовершенствованию гидравлической системы трактора ДТ-75 с мехлопатой, подъемного механизма грейферного погрузчика, другие рационализаторские свершения. Они так и остались «неофициальными». Никогда изобретатель себя не выпячивал, был скромен, но все же удостоился знака «Мастер-умелец», который ему торжественно вручили в Катон-Карагайском райкоме партии…
Советская эпоха 1970–1980-х годов, хотя и пришлась на времена «застоя», была эпохой расцвета всенародного изобретательства, тем более что оно всячески стимулировалось государством.
На изобретательство в большой стране еще с тридцатых годов смотрели как на одну из основных движущих сил технического прогресса, а на изобретателей, по словам «Всесоюзного старосты» М. И. Калинина, – как на «разведывательный отряд, движущийся вперед и расчищающий кратчайшие технические пути, чтобы догнать и перегнать капиталистические страны».
К этому времени система стимулирования изобретательства была уже детально разработана и существовала во всех промышленных предприятиях. Как это выглядело?
При каждом более или менее крупном учреждении существовало Бюро изобретательства и рационализации (БРИЗ), которое регулярно отслеживало количество рационализаторских предложений от разных отделов, причем особенно выделялось, сколько предложений поступило от ИТР, а сколько от рабочих (от рабочих было важнее). За каждое внедренное предложение премировали: иногда три рубля, а иногда и 25 (для сравнения: буханка белого хлеба стоила 24 коп., литр молока – 20 коп.). Работы лучших рационализаторов демонстрировали другим хозяйствам, организовывали поездки по обмену опытом, в красных уголках оформляли стенды. То есть поощрение было как материальное, так и моральное.
Об этом всенародном изобретательском подъеме свидетельствует тот факт, что за семь лет с начала семидесятых годов в государственный реестр было внесено примерно столько же изобретений, сколько их было создано за все предшествующие годы Советской власти. И ситуация шла по нарастающей.
В качестве примера можно привести дорожную отрасль. В архивах сохранился отчет, по которому в 1980 году 823 работника «Казглавдорстроя» подали на рассмотрение 728 рационализаторских предложений, из которых принято и одобрено 606, использовано в тот же год в производстве 593. Экономический эффект получен в размере 3,3 млн рублей против 3,15 млн рублей в 1979 году. Как говорилось в документах того времени, «по многим основным показателям изобретательства Советский Союз теперь находится на уровне наиболее развитых в индустриальном отношении стран мира».
Несомненно, этот опыт мог бы пригодиться и сегодня.
Фото автора
Катон-Карагайский район
P.S. …Ни Арыстанбек, никто другой не просчитывали экономического эффекта от использования крестьянами стоговозки. А этот эффект априори грандиозен. Но теперь это и не важно. Думается, прочитав статью, данное изобретение возьмут на вооружение труженики из других районов. Конечно, такой агрегат больше подходит для небольших сельхозформирований (в крупных давно используются рулонные пресс-подборщики и погрузчики). Но ведь малых крестьянских хозяйств у нас в стране пока что подавляющее большинство.