Культура

Степной гений снова с нами рядом

Взглянуть на Абая глазами художников и скульпторов, почувствовать его близость, осознать, что он жил и трудился в одном с нами пространстве, дышал тем же воздухом и бродил по тем же улицам, предложили жителям Семея организаторы уникального художественно-литературного проекта «Гений места».

Степной гений снова с нами рядомОбъединившись, Государственный историко-культурный литературно-мемориальный заповедник-музей Абая и Восточно-Казахстанский музей изобразительных искусств им. семьи Невзоровых сумели представить образ Абая с неожиданной для многих стороны. В его простоте и доступности скрыт смысл его гения.

В последний раз оба семейских музея работали над совместной выставкой в 1995 году. И тогда поводом для творческого союза послужил Абай Кунанбаев, в преддверие 150-летия со дня рождения поэта.

С тех пор минуло 20 лет. И вновь родилась идея провести совместный проект, где бы Абай был представлен в различных направлениях искусства: живописи и графике, скульптуре и литературе, музыке и песнях.

– Мы хотели избежать одиозности в представлении живописного, графического и литературного материала, посвященного великому поэту и просветителю, – отметила заместитель директора по выставочной и научно-исследовательской работе музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых Светлана Киляоглова. – Потому что Абай – это не только громадная и многогранная историческая фигура, но и человек, со всеми его взлетами и падениями, озарениями и волнениями. У каждого человека, живущего в XXI веке, есть собственное восприятие Абая – поэта, мыслителя, философа, а также Абая – человека и личности. Поэтому каждый мыслящий человек может сказать о нем: «Мой Абай».

– Когда мы задумывали нашу выставку, мы много размышляли о том, как Абай более ста лет назад ходил по этим же улицам, что и мы сейчас. Ведь он в Семипалатинске не просто подолгу жил и работал, он здесь многое переосмысливал, ощущал, сопереживал страданиям своего народа. Он воспринимал нашу особенную архитектуру, дышал тем же воздухом, что и мы сейчас. Каждое место, большое или малое, имеет своего гения. Так вот, гений нашего места, нашего родного города – это Абай, – раскрыла глубокий смысл проекта «Гений места» директор Восточно-Казахстанского областного музея изобразительных искусств им. семьи Невзоровых Татьяна Стромская. – Мы поняли, что он наш, такой близкий и знакомый, которого мы ощущаем сквозь время и пространство. И нам очень захотелось создать такую выставку, которая бы показала не привычного всем «монументального» Абая, Абая – человека, нашего согражданина. Показать его внутренний мир простыми словами его стихов и песен.

Как призналась заместитель директора Государственного историко-культурного литературно-мемориального заповедника-музея Абая Мейрамгуль Кайрамбаева, их музей с готовностью поддержал приглашение коллег к проведению совместного проекта. Из запасников и фондов музея Абая были извлечены живописные и графические картины, которым просто нет цены. За годы работы музея его сотрудники приобрели или приняли в дар уникальные произведения искусства, так или иначе связанные с жизнью и творчеством Абая Кунанбаева.

– У нас хранятся картины первых профессиональных художников-казахов – Абылхана Кастеева и Айши Галимбаевой. Кроме того, мы предоставили на выставку работы знаменитого художника-графика Евгения Сидоркина, создавшего серию графических работ к иллюстрированию романа-эпопеи Мухтара Ауэзова «Путь Абая», – рассказала Мейрамгуль Кайрамбаева.

Немало картин, написанных художниками Казахстана разных эпох, вдохновленными гением Абая, хранятся в фондах музея им. семьи Невзоровых. Это работы А. Кастеева, полотна Л. Леонтьева, Ж. Шарденова, А. Галимбаевой, У. Ажиева, Б. Урманче, М. Беляева, В. Христолюбова и многих других. И все же самым ценным экспонатом выставки стал скромный карандашный портрет Абая, сделанный рукой художника П. Лобановского при жизни самого поэта и просветителя. Это единственный портрет, который был написан, когда Абай Кунанбаев еще жил и здравствовал.

В целом, на совместной выставке представлены более 120 полотен и предметов декоративно-прикладного искусства. Кстати, многие изделия ремесленников казахского народа в свое время были подарены самим Абаем Кунанбаевым первому краеведческому музею Казахстана, который распахнул свои двери для общественности более 130 лет назад.

Картин и экспонатов, представленных на выставке, так много, что пришлось освободить выставочные залы на всем первом этаже здания музея. Открывает же выставку небольшая инсталляция, символизирующая самый дорогой для сердца Абая уголок – его юрту и его горячо любимую семью. За редкой решеткой остова юрты хорошо видна книга на арабском языке, которую любил читать Абай, а над ней висит большая фотография, где изображены члены семьи великого просветителя.

Пройдя по выставочным залам музея, посмотрев картины и скульптуры, посетители выставки стали свидетелями редчайшего события. Очень редко можно воочию увидеть, как старая, плохо сохранившаяся живописная картина под умелыми руками реставратора возвращается к новой жизни во всем великолепии первоначального замысла художника. Реставратор музея им. семьи Невзоровых Ольга Рубинчик явила это чудо перевоплощения всем посетителям новой выставки.

– Ольга Рубинчик взялась за реставрацию картины Вячеслава Христолюбова, талантливого семипалатинского художника. Когда-то его вдова передала в дар нашему музею целую коллекцию его картин, – рассказала Светлана Киляоглова. – К сожалению, полотна хранились в сарае, в ужасных условиях. Это не могло не сказаться на общем состоянии картин. Сейчас в стенах нашего музея руки реставратора постепенно возвращают их к жизни.

Екатерина Гуляева

Семей

Еще новости

Back to top button