Ставка на страховку
С 2017 года в Казахстане будет внедрена система обязательного социального медицинского страхования. Это значит, что каждый трудящийся будет отчислять от своей зарплаты определенный процент в уплату так называемого «медицинского налога». Но станет ли при этом качество медицинских услуг выше?
О необходимости переходить на страховую медицину в Казахстане говорят давно. Вопрос солидарной ответственности за свое здоровье неоднократно поднимал Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ. В Плане нации «100 конкретных шагов» внедрение обязательного медстрахования даже выделено в отдельную категорию, что говорит о его первостепенной важности.
«Необходимо усиление финансовой устойчивости системы здравоохранения на основе принципа солидарной ответственности государства, работодателей и граждан. Приоритетное финансирование должно быть направлено на оказание первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Она станет центральным звеном национального здравоохранения для предупреждения и ранней борьбы с заболеваниями», – говорится в программном документе.
Первые конкретные наработки были представлены общественности на прошедшей неделе во время презентации законопроекта «Об обязательном медицинском страховании» в РК. Министр здравоохранения и социального развития Тамара Дуйсенова разъяснила основополагающие принципы будущей системы медстрахования страны.
В первую очередь будет создан Фонд социального медицинского страхования (ФСМС), единственным акционером которого должно стать государство. Ни о каких частных страховых компаниях речь пока не идет. Фонд будет выполнять функции единственного закупщика медицинских услуг, то есть будет финансовым оператором государства для закупа услуг. Создание фонда ориентировано на вторую половину 2016 года. Функционировать ФСМС начнет 1 июля 2017 года.
Согласно законопроекту, гражданам будет предоставляться два вида пакетов медицинских услуг. Базовый пакет представляет собой гарантированный государством объем медицинской помощи, финансируемый из республиканского бюджета. Этот пакет будет доступен всем гражданам Казахстана. Он включает в себя скорую помощь и санитарную авиацию, медицинскую помощь при социально значимых заболеваниях и в экстренных случаях, профилактические прививки. Для непродуктивно самозанятого населения до 2020 года предусмотрено предоставление амбулаторно-поликлинической помощи с амбулаторно-лекарственным обеспечением за счет средств республиканского бюджета.
Второй – страховой пакет, предоставляемый из ФСМС, включает в себя амбулаторно-поликлиническую помощь, стационарную помощь (за исключением социально значимых заболеваний), стационарозамещающую помощь (за исключением социально значимых заболеваний), восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию, паллиативную помощь и сестринский уход, высокотехнологичную помощь. Право на получение страхового пакета предоставляется гражданам, за которых перечислялись взносы.
От уплаты взносов освобождаются 15 категорий граждан. К ним относятся: дети; многодетные матери, участники и инвалиды ВОВ; инвалиды; лица, зарегистрированные в качестве безработных; студенты-очники; женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет; неработающие беременные женщины; пенсионеры; военнослужащие; сотрудники специальных государственных органов; сотрудники правоохранительных органов; осужденные. За это экономически неактивное население взносы берется перечислять государство. Ставка взносов государства за граждан особых категорий составит 4-7 процентов от среднемесячной заработной платы. При этом размер ставки будет повышаться поэтапно: 4 процента – в 2017 году, 5 процентов – в 2018 году, 6 процентов – в 2023 году, 7 процентов – с 2024 года.
Для самозанятых граждан (индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты, профессиональные медиаторы, физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера) должны будут перечислять 2-7 процентов от дохода. Схема также расписана по нарастающей: 2 процента – в 2017 году, 3 процента – в 2018 году, 5 процентов – в 2019 году и 7 процентов – с 2020 года. Инициаторы законопроекта подчеркивают, что сумма, с которой будут отчисляться проценты, не будет превышать 15 минимальных заработных плат.
Основная нагрузка, конечно, ляжет на работающих граждан. Работодатели обязаны будут выплачивать пять процентов от дохода, при этом отчисления начинаются с двух процентов в 2017 году, затем три процента – в 2018 году, четыре процента – в 2019 году и пять процентов с 2020 года. Важно, что данные отчисления будут относиться на вычеты при исчислении корпоративного подоходного налога. Таким образом, реальная нагрузка на работодателя будет чуть меньше. Кроме того, работники должны будут перечислять страховые взносы из своей зарплаты: по одному проценту – с 2019 года, по два процента – с 2020 года.
Из данной информации работающему потребителю медицинских услуг пока понятно только одно. Ситуация с предоставлением услуг для него не изменится (не появится возможность выбора врача, не предусмотрено никаких ощутимых стимулирующих бонусов), однако зарплата, получаемая на руки после всех вычетов, станет меньше.
Председатель Восточно-Казахстанской областной организации профсоюзов работников здравоохранения Михаил Айзенберг считает, что пока рано делать прогнозы о том, что принесет система медицинского страхования потребителям. Все зависит в первую очередь от того, к какой схеме финансирования прибегнут чиновники от здравоохранения. Если к государственному финансированию прибавятся еще и деньги фонда, можно будет говорить и о развитии отечественной медицины, и о повышении зарплаты врачей. Если же государство просто «переложит» на фонд бремя затрат, вряд ли можно ожидать позитивных перемен.
– В настоящее время расходы на здравоохранение в Казахстане равны 3,6 процента от ВВП, в то время как в развитых странах этот показатель равен 6,5-9,4 процента от ВВП. Если мы хотим войти в 30-ку самых развитых стран, нам нужно не сокращать, а увеличивать бюджетное финансирование, – считает Михаил Айзенберг.
К идее медстрахования скептически относятся также и те, кто помнит фонд обязательного медицинского страхования, созданный в 1995 году. При создании ФОМС государственное финансирование резко сократили. И денег на нормальное функционирование учреждений здравоохранения не выделялось. ФОМС просуществовал всего три года. В 1998 году руководитель Талапкер Иманбаев сбежал из Казахстана, прихватив с собой все накопленные в фонде деньги.
Еще один момент, на который указывает Михаил Айзенберг – это опыт государственного фонда социального страхования (ГФСС), который действует уже много лет.
– Мы, работающие казахстанцы, и сейчас перечисляем ежемесячно пять процентов от дохода в ГФСС. Однако страховых случаев всего несколько – потеря работы, производственная травма, потеря кормильца. И четвертый вид страхового случая, который включен в этот список по инициативе, выдвинутой профсоюзами, это оплата больничных листов по беременности и родам, – отмечает Михаил Ефимович. – И сейчас из денег ГФСС тратятся примерно 50 процентов. Остальные деньги лежат мертвым грузом. Это неправильно. Есть опасения, что ситуация с созданием некоего резерва в новом фонде может повториться.
Все эти минусы на самом деле дают нам одно большое преимущество – негативный опыт, который можно не повторять. Раз Казахстан пошел по пути страховой медицины, то он может использовать все те преференции, которые получают от данной системы другие страны.
Страховая медицина в мире существует уже много лет. И многие страны достигли значительных успехов, применяя рыночные механизмы стимулирования, солидарной ответственности гражданина за свое здоровье. Вот примеры применения данной системы в некоторых странах.
Германия. Социальное медицинское страхование действует уже более 130 лет. Работающие граждане обязуются отдавать в так называемые больничные кассы 8,9 процента от дохода, еще 7 процентов от зарплаты работника платит работодатель. По закону, качество медицинских услуг не может зависеть от того, в какую именно кассу человек платит страховые взносы (страховых компаний более 150). Все основные медицинские услуги предоставляются бесплатно. Некоторые кампании предлагают своим клиентам дополнительный пакет услуг. Например, если застрахованный не курит, посещает спортзал или ни разу за год не обратился к врачу, то ему могут вернуть какую-то часть денег.
Израиль. Граждане постоянно отчисляют часть своих доходов в специальный страховой фонд, откуда деньги распределяются по четырем больничным кассам. Работник выплачивает от 3,5 до 12 процентов от дохода, работодатель – от 3,45 до 7,25 процента. В основной пакет входят не только гарантированный объем экстренной и стационарной помощи, но и поликлиническая помощь. Израильтяне имеют право несколько раз в году бесплатно консультироваться у профильных специалистов с мировым именем. В дополнительный пакет медстрахования, который для одной среднестатистической семьи обходится примерно в 50 долларов в месяц, можно получить разные дорогостоящие услуги, начиная от косметических, SPA-процедур, заканчивая ЭКО и пересадкой органов.