Создатель световых картин

Пустой зрительный зал. Тихо, темно кругом. Внезапно густую пелену мрака пронзает луч света, образуя на сцене «дыру» – огненный шар. Этот сгусток энергии начинает постепенно смещаться в сторону. И вот он уже высвечивает мужскую фигуру. Концентрируясь на образе, свет словно насыщает его жизнью. Еще мгновение – фигура оживает. «Гаси пушку, – раздается голос со сцены. – И включай головы…». Вскоре в мужчине на сцене узнаю самого светлого сотрудника Восточно-Казахстанского областного драматического театра – художника по свету Анатолия Коблова.
Анатолий Анатольевич – один из старожилов театра. Бессменно трудится в осветительном цехе уже 33 года. За это время он оформил около 500 спектаклей.
И сегодня опытный мастер не перестает испытывать чувство волнения, приступая к работе над очередной постановкой. А все почему? Известно, в творчестве нет предела совершенству. Художник продолжает искать, пробовать те или иные приемы, открывать новые оптические явления, которые можно было бы использовать в сценографии. При этом Анатолий Коблов полагается на свои знания электричества. По его мнению, нельзя однозначно сказать, что эта профессия техническая или творческая. Как и само искусство – театр, она синтетическая, и в ней учитывается множество факторов, нюансов.
Вместе с тем, эта работа была словно создана для Анатолия Коблова. В мужчине гармоничным образом ужились две ипостаси: физик и лирик. Творческие задатки у Анатолия Анатольевича проявлялись еще в школьные годы – он был лидером вокально-инструментального ансамбля, хорошо пел, играл на бас-гитаре. Стремился к самовыражению. Наряду с этим давали о себе знать гены – многие в роду Коблова были превосходными автомеханиками. После школы Анатолий Анатольевич овладел универсальной специальностью электромеханика широкого профиля. Думал переждать в театре время, пока не найдет что-нибудь более существенное. Так и остался в нем. Здесь же обрел личное счастье – познакомился с будущей супругой, талантливой актрисой Тамарой Кобловой.
– Мне нравится моя работа. Она не рутинная, не пыльная, но нервная, – смеется Анатолий Анатольевич.
У художника по свету позиция в театре, пожалуй, самая непростая: есть режиссер, и есть сценограф. У каждого из них свое видение будущего спектакля.
Как правило, эти образы не совпадают. Анатолию Коблову приходится искать и находить компромисс. Значительно облегчает работу, по его словам, когда режиссер-постановщик четко знает, что хочет увидеть на сцене. Таких профессионалов за свою многолетнюю деятельность Анатолий Анатольевич может вспомнить несколько. Один из них – заслуженный деятель РСФСР Евгений Минский. Сегодня художнику по свету интересно работать в творческом тандеме с Сергеем Астраханцевым.
Стоит отметить, что Анатолий Коблов оформляет спектакли не только для русской, но и для казахской труппы. Творческой нагрузки ему с недавнего времени добавил Молодежный театр. И всем художник «несет свет». Помогают ему в этом операторы. В осветительном цехе их сегодня шестеро. Обязанности распределяются следующим образом. Сам Анатолий Коблов, знакомясь с художественным замыслом будущей постановки, разрабатывает, так называемую, световую партитуру.
– По книжке спектакль не поставишь, – замечает Анатолий Анатольевич. – Есть только основы сценического освещения, а все остальное – исключительно плод воображения.
И для того, чтобы спектакль удался, по мнению художника, необходимо прочувствовать атмосферу, настроение, впитать его в себя во время репетиций.
Тогда световое решение будет напрашиваться само собой.
После написания партитуры и премьеры работу Анатолия Коблова можно считать завершенной. Функции светового сопровождения спектакля ложатся на плечи осветителей. Но это только согласно должностным инструкциям. В действительности Анатолий Анатольевич порой берет на себя больше, чем положено. К примеру, для него не зазорно взять отвертку и самому починить оборудование или выставить приборы перед началом спектакля. Это же его родное детище. Как тут можно остаться равнодушным, рассуждает художник по свету.
А был и такой случай. Во время одного из спектаклей внезапно сгорели прожектора, ярко освещающие актеров. Что делать? Анатолий Анатольевич не растерялся. Он отправил двух осветителей к сцене, и те фонарями исправили нештатную ситуацию. Причем, зрители даже не заметили подмены.
Этим и другим профессиональным хитростям, пожалуй, не научит никто. Но и в целом, художников по свету, как выясняется, сегодня нигде не готовят.
Поэтому профессия заслуженно считается редкой. Анатолию Коблову просто посчастливилось. Он постиг секреты мастерства в Алматы, во время курсов высококлассного специалиста, инженера-технолога постановочного освещения, работающего во многих ведущих театрах России, Елены Древалевой. В основном же ремесло, знания передаются в театре от человека к человеку. Большое значение имеет преемственность.
Насколько важны художники по свету, осветители, которые сами в виду специфики профессии постоянно пребывают в тени? Свет по своей природе – это энергия в чистом виде, отсюда и миссия мастеров не просто насыщать энергией пространство, а организовать его таким образом, чтобы оно соотносилось с сюжетом, действием, ритмом.
В этом плане недостаточно просто высветить сцену, сделать, говоря на профессиональном сленге, грунтовку.
– Далее идет прорисовка, во время которой продумываешь освещение деталей: окна, табуретки, луны, – рассказывает Анатолий Анатольевич. – И, наконец, последняя стадия – заливка, наполнение определенным цветом пространства, декораций. В основном используются белый и желтый цвета.
Но это только одна задача – высветить пространство. А есть еще и другая, более сложная – на сцене, на фоне декораций подать актера. И сделать это так, чтобы все смотрелось органично. Чтобы все двигалось в одной связке как внутри сюжета, так и внутри актерской труппы. На это и уходят основные силы художника по свету, которому приходится учитывать множество мелочей: сочетание света с декорациями и костюмами, точность световых переходов и другое.
Напоследок интересуюсь у Анатолия Анатольевича: что это за пушки такие? И какие головы можно… включать? Мастер проводит меня в свой рабочий кабинет – светооператорскую рубку, окно которой зрители заметят, стоит им лишь обернуться. Коблов уверенно садится за микшерный пульт, из всего многообразия кнопок нажимает одну. В это самое время из окна рубки замечаю, как внизу сцены начинает автоматически вращаться прибор, выдавая то точечный, то рассеянный, то лучевой свет.
– Это и есть голова, – поясняет художник. – Ее относят к интеллектуальным приборам.
При нажатии следующей кнопки сцена уже освещена в синий цвет…
Невероятно: в современном здании театра около пятисот световых приборов различной мощности. Как правило, одновременно работают не более половины из них. Но даже с таким количеством прожекторов непросто сразу совладать, а тем более с их помощью создать какую-то целостную картину на сцене, само действие, спектакль. Важен определенный ритм, выверенное до секунд время переключения тех или иных приборов.
Для этого операторы прибегают к так называемым подсказкам – на микшерный пульт в зависимости от спектакля клеится полоска скотча. На ней записи: общий свет, фон, заливка. Вместе с тем осветители пользуются партитурой художника по свету. На каждый спектакль записываются световые решения – количество задействованных приборов, уровень яркости. Все эти данные вводятся в компьютерную память. Оператору только остается запускать готовые световые картинки на каждую сцену.
В другой комнатке, что сбоку от зрительного зала, Анатолий Коблов демонстрирует «тяжелую артиллерию» – водящий прожектор-«пушку». Для того чтобы двигать этот достаточно массивный агрегат, требуются немалые физические усилия. Здесь и световые фильтры переключаются также вручную.
– Пушка применяется для того, чтобы в определенный момент сфокусировать внимание зрителей на актере, – говорит Анатолий Анатольевич. – Это, пожалуй, самый мощный световой прибор.
Выждав, когда нагреется прибор, шутя, говорю мастеру: «Пли!»…
В новом здании театра не только изменились количество и качество осветительных приборов. Сама работа над постановками стала более интересной и насыщенной необычными световыми эффектами, находками. Взять, к примеру, спектакль «Сон в летнюю ночь» режиссера-постановщика Сергея Астраханцева. В ней свет – одно из главных действующих лиц. Впервые в канву классического спектакля были введены элементы шоу. Творческий эксперимент удался! И за него Анатолий Коблов был удостоен самой высокой награды в его жизни – национальной премии Союза театральных деятелей Казахстана «Енликгуль».
История театрального света берет начало со времен античности. Солнце было естественным участником представления, а ночью сцену освещали факелы. Чего только не перебывало с тех пор в подручных у лицедеев: и масляные светильники, и коптящие сальные свечи, и газовые горелки. Лишь в XVII веке появились первые прототипы нынешних театральных осветительных приборов – масляные лампы Иосифа Фуртенбаха. Они были снабжены отражателями и позволили отделить освещение зала от сценического. Более того, немецкий архитектор придумал «облачный ящик», сделавший возможным применение световых эффектов.
С появлением лампы накаливания началась новая эра в развитии театрального освещения. 11 июля 1874 года русский электротехник Александр Лодыгин получил патент на свое авторское изобретение. С тех пор в этот день художники по свету всего мира отмечают свой профессиональный праздник.