Общество

Сокровища древности

Сокровища древности

В регионе ведутся активные работы в сфере археологии. В рамках подпрограммы «Рухани қазына» ученые создают уникальную научную платформу «Цивилизационный феномен Восточного Казахстана». Она предполагает комплексные исследования уникального историко-культурного наследия нашего региона и включает в себя два основных направления: «Древние сокровища Восточного Казахстана» и «Жемчужина Восточного Казахстана». Проект «Древние сокровища» – это научно-исследовательские работы и археологические раскопки, которые успешно реализуются с 2016 года под руководством ведущих казахстанских археологов. Одному из них – Зейнулле Самашеву – в ноябре исполнилось 70 лет. В интервью мы поговорили об уникальных находках Берельских курганов и важности археологических раскопок на территории Восточного Казахстана.

– Вы являетесь организатором выставок казахстанской археологии в Сеуле, Сан-Диего, Хьюстоне, Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Москве, Киеве. Рассказываете там о ценных находках именно из Берельского некрополя?

– Безусловно. Надо сказать, что Берельские курганы были объектом интереса ученых еще в середине ХIХ века. Первые археологические исследования здесь провел известный русский ученый немецкого происхождения Вильгельм Радлов, который еще в 1865 году изучил несколько курганов, в том числе и самый крупный объект, известный в науке как Большой Берельский курган. Современное же исследование Берельских курганов мы начали в 1997 году, совместно с учеными из Франции и Италии. В 1998 году раскопали «царский» курган № 11, датируемый IV-III веками до нашей эры, в котором были обнаружены сохранившиеся в вечной мерзлоте 13 верховых лошадей в дорогом убранстве, сопровождавших в последний путь сакского вождя и сопогребенную с ним женщину, вероятно, наложницу.

Среди особо ценных находок этого захоронения выделяются диадема, нагрудное украшение, ритуальные предметы, оружие, массивные подвески с изображением трехмерной головы лося, украшенные золотыми пластинами и рогами маски коней, многочисленные золотые фигурки реальных и мифических животных.

Линза подкурганной мерзлоты способствовала тому, что в этих могильниках в первозданном виде сохранились одежда, конское снаряжение, предметы из дерева, седла, ткани, деревянная посуда, изделия из кожи и войлока. Обычно в курганах сохраняются лишь предметы из металла и кости, керамика. В этом заключается уникальность подобных памятников. Сегодня Берель – единственный на территории Казахстана памятник с сохранившимися находками из органики.

– Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.

– Специалисты провели визуальное исследование костей скелета из кургана № 11 на предмет наличия следов бальзамирования или других манипуляций с телами умерших. В теменной части черепа мужчины был зафиксирован пролом, а на ребрах – многочисленные сросшиеся переломы, полученные в разные периоды жизни.

Экспертиза характера травмы головы показала, что мужчине, вероятно, пытались оказать медицинскую помощь после ранения с целью извлечения из раны осколков костей и сгустков крови, о чем свидетельствовали следы незавершенной трепанации (!) черепа. Представьте, на каком уровне тогда была медицина, если брались делать сложнейшие нейрохирургические операции!

Косвенным доказательством бальзамирования тела мужчины из кургана № 11 послужил тот факт, что мягкие и твердые ткани его останков были пропитаны красителем неорганического происхождения. Древние берельцы для сохранения тел погребенных применяли ртуть. Выходит, и химия, и наука, в целом, тоже были высокоразвитыми!

Находки Берельских курганов примечательны обилием и разнообразием памятников самобытного искусства. В круглой скульптуре, барельефе, силуэтных и полихромных рисунках из дерева, кожи, меха, войлока и металла с большим мастерством выполнены изображения в скифо-сибирском зверином стиле. Украшения большей части предметов представляют собой мифологические персонажи в образе зверей и зооморфных чудовищ, изображенных часто в момент борьбы. Все это позволило сделать выводы о принадлежности курганов к полукочевому племени, близкому по культуре к скифам Причерноморья.

– Стало быть, берельские находки ассоциируются с мифами и легендами о людях той поры?

– Самые ранние сведения – легенды Геродота о его аримаспах, грифах и аргипеях
– локализируются здесь, на территории Алтайской горной системы. По одной из легенд, здесь жили грифы, стерегущие золото. Образ грифонов у этих племен является лейтмотивом искусства художественной культуры, и поэтому эти образы здесь превалируют на 90 процентов.

По красивой легенде Геродота, одноглазые аримаспы все время воевали с грифами и пытались похитить золото. Рядом жили бритоголовые аргипеи. И действительно здесь мужчины и даже женщины в пазырыкское время, то есть в IV – III веках до нашей эры, брили головы, делали из волос парики и носили их. Эта самобытная, возникшая на местной основе, культура развивалась при широком общении с другими племенами и народами; она была распространена по всей территории Алтайской горной системы и охватывала часть Синьцзянской провинции нынешнего Китая.

Племена вели полукочевой образ жизни. Этот вывод вытекает из того, что постоянно кочующий народ не может создавать столь высокохудожественные произведения. Ведь для изготовления таких шедевров нужны стационарные условия. То есть у них были поселения, жилища, мастерские, своеобразные лаборатории. Все это еще предстоит найти археологам.

А для того чтобы создать эти условия, нужны социальные, политические структуры, нужна государственность. Иначе не организовать производство, добычу металла, того же золота.

Данные факты предполагают существование очень высокоорганизованного общества. Кроме того, эти племена делали оружие, с кем-то воевали, от кого-то защищались. У них было развито скотоводство, ремесленничес-тво. Все это придает облику их культуры некую комплексность.

– Говорят, они были крупнее наших современников?

– Это преувеличение. Воссозданный антропологами Московского института образ – скульптурное изображение головы и верхней части туловища берельского вождя из 11-го кургана – пропорционален человеку среднего роста нашего времени.

– Каков, на Ваш взгляд, самый значимый предмет, извлеченный из Берельских могильников?

– Это штандарт берельского царя, не имеющий аналогов в памятниках культуры пазырыкского Алтая. В нем воплощены образы различных животных. Как я уже сказал, на начальном этапе исследований курганов с нами были французские ученые, но вскоре с ними возникли принципиальные разногласия по поводу интерпретации значимости этих памятников. Из-за чего мы потом перестали их приглашать. Французы постоянно искали в находках какие-то элементы иноземного происхождения. Что-то, по их мнению, якобы создали китайцы, а что-то, мол, наши далекие предки заимствовали у ахеменидской Персии. Но как? Лиственница-то, кедр – местные! Выходит, эти породы деревьев, по их версии, 25 веков назад везли сюда из Персии или Поднебесной? Чушь! Ведь основа изделий деревянная, потом сверху их покрывали золотом.

Благодаря этим высокохудожественным изделиям уникальный Берельский памятник получил всемирную известность и произвел сенсацию в научном мире.

– Немало открытий в Берельской долине было сделано и после 11-го кургана?

– Позже было исследовано еще несколько курганов с захоронениями в условиях мерзлоты. В результате получены уникальные по информативности и выдающиеся по художественной ценности изделия эпохи древних кочевников.

Как и 11-й могильник, они оказались аналогами Пазырыкских курганов. Погребения были разграблены еще в глубокой древности, но под каменной насыпью, способствовавшей образованию линзы мерзлоты, сохранились останки погребенных людей, лошадей и множество бытовых предметов. В бревенчатых погребальных склепах, вокруг деревянных колод с погребенными были найдены разбросанные грабителями роскошные одежды, войлочные и кожаные ковры, различная посуда, утварь и многое другое. Пышно украшенные седла явились древнейшей их находкой – у греков, ассирийцев, персов седел тогда не было.

С 1998 по 2017 годы нами было раскопано более 20 курганов, которые дали ценные материалы для реконструкции культурно-исторических процессов, происходивших в древности и средневековье в алтайском субрегионе (всего здесь насчитывается около 100 курганов и других погребально-поминальных сооружений).

В прошлом году нами был раскопан курган № 2, в котором на большой глубине в линзе подкурганной мерзлоты обнаружено захоронение человека и семи жертвенных лошадей (некоторые – с дорогой сбруей). Также в кургане найден огромный глиняный кувшин.

Очевидно, что здесь мы обнаружили скелет жены сакского царя, найденного еще 1865 году Вильгельмом Радловым. Как и на ранее исследованных могильниках, здесь были зримы следы вандализма. Этим, например, можно объяснить тот факт, что украшенная золотом дорогая сбруя оказалась на скелетах не всех лошадей, а лишь тех, которые находятся ближе к склепу.

Живой интерес это захоронение вызвало у акима области Даниала Ахметова, побывавшего тогда на месте и обсудившего с нами вопросы строительства музея под открытым небом. Глава региона поддержал наше предложение о сооружении над курганом № 2 стеклянного саркофага, который позволит посетителям спуститься в погребальную яму и вблизи рассмотреть ценные артефакты. Тем же летом саркофаг был построен, и 9 сентября состоялось его открытие. Реализация идеи музеефикации раскопанного археологического объекта включила в себя полную реконструкцию внутримогильных предметов, помещение объекта за стеклянное укрытие и создание соответствующей музейно-туристической инфраструктуры.

– Идея музеефицировать некрополь, насколько известно, рассматривалась и ранее…

– Еще в 1998 году, в процессе исследования основного объекта Берельского некрополя – кургана № 11, возникла идея о восстановлении культурного ландшафта, музеефикации раскопанных археологических объектов. Планировались деревянные павильоны и постройки, предназначеные для развертывания экспозиций, хранения экспонатов и производства сувенирной продукции, а также развлекательно-гостиничные комплексы со спортивно-оздоровительными корпусами…

В июне 2010 года по нашей инициативе в Государственном историко-культурном музее-заповеднике «Берель» прошло выездное заседание Общественного совета по реализации Стратегического национального проекта «Культурное наследие», организованное Администрацией Президента РК, Комитетом культуры Министерства культуры и информации РК, аппаратом акима ВКО, областным историко-краеведческим музеем. Высокие гости, впервые побывавшие на некрополе «Берель», были восхищены увиденным. Они констатировали, что это уникальное достояние не только казахстанцев, но и всего международного сообщества, которое надо сохранить для потомков, сделать доступным для посещения. Однако реальные сдвиги в этом направлении начались только с назначением главой нашего региона Даниала Кенжетаевича
Ахметова. Финансирование работ осуществляется по его личной инициативе. В этом году начались работы по музеефикации упомянутого мной кургана № 11. Министерство культуры РК выделило необходимые средства на реконструкцию.

– Не возобновилось ли сотрудничество с вашими французскими коллегами?

– В августе этого года музей-заповедник «Берель» посетил Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Республике Казахстан Франсис Етьен. Я напомнил гостю о взаимодействии казахстанских ученых в изучении древних сакских захоронений с французскими коллегами.
Господин Франсис Етьен поинтересовался у меня, не находили ли здесь археологи следов письменности? По его словам, в таких же курганах на территории Франции они не были обнаружены.

Я напомнил послу, что были найдены образцы письменности в аналогичном кургане сакского периода в Семиречье. Поэтому напрашивается такая логика. Берельских людей, у которых было свое государство, своя культура, в III веке до нашей эры разгромили хунны (гунны), после чего одна часть народа уходит в Семиречье, вторая – на север, к таежным людям, и третья – на территорию современного Китая. Они несут с собой и свою культуру. Так вблизи Иссыка и были обнаружены образцы письменности.

Но если письменность рассматривать как способ хранения и передачи информации, то надо иметь в виду, что предметы одежды, домашней утвари, украшения с изображениями зооморфных существ, оружие, лошади и их снаряжение, другие артефакты, система их расположения в сакских могильниках – это уже способ хранения и передачи информации. Пусть это был более сложный способ, но с его помощью мы узнаем очень многое о жизни наших далеких предков.

Посла Франции также заинтересовал вопрос о том, к кому генетически относятся древние саки? Я пояснил, что после длительных исследований ученые пришли к выводу, что они являются предками современных тюркских народов. К этому выводу пришли европейские и американские генетики.

– Каково последнее открытие Берельского некрополя?

– Летом уходящего года мы исследовали курган № 5 с еще одним захоронением представительницы сакской родовой знати пазырыкского периода. Это был последний курган элитарного типа. Уникальность же могильника № 5 в том, что в нем сохранились фрагменты головного убора, который можно назвать прообразом первых женских головных уборов тюркских народов.

Этот курган ранее подвергался разграблению. Впервые это произошло буквально через пару лет после погребения. Древние грабители хорошо знали конструктивные особенности могильника. Они сначала выкопали вертикальный колодец с западной стороны захоронения, а затем сделали горизонтальную шахту, через которую сбоку и проникли к саркофагу. Сам саркофаг изготовлен из цельного ствола лиственницы, а сверху был покрыт берестой. Копатели вскрыли его сбоку, со стороны ног усопшей, и вытянули уже разложившийся труп за ноги. Остроконечный головной убор и пояс, украшенные золотыми изделиями, остались в склепе. На берцевой кости погребенной мы обнаружили остатки мехового изделия, скорей всего это была шуба из дорогого, качес-твенно выделанного меха. Нетронутыми оказались скелеты двух сопогребенных лошадей, на лбу одной из которых – золотое украшение. Она, по-видимому, была личной лошадью погребенной, а вторая сопровождала ее в походах.

Некоторые ученые предполагают, что это было чисто ритуальное ограбление, которое входило в процедуру проведения обряда поминания, другие утверждают, что акт вандализма имел целью осквернение могилы. Большинство же склонно к версии обычного ограбления с целью наживы.

– Помнится, Даниал Кенжетаевич также высказал предположение о женщинах того периода?

– В августе этого года на Береле вновь побывал аким области Даниал Ахметов. Он вместе со мной спустился по лестнице к склепу, с интересом рассматривал артефакты, золотые украшения в виде фигурок животных и пришел в восторг от увиденного. В склепе погребенной женщины был обнаружен кинжал. Даниал Кенжетаевич сделал резонное предположение о том, что они воевали, вместе с мужьями участвовали в походах. Это были женщины-воительницы, степные амазонки. Таковой была царица массагетов Томирис. Не случайно же женщина из кургана № 2 удостоилась такого пышного погребения. И это говорит о том, что женщины того периода имели равные права с мужчинами, обладали правом голоса в принятии важных решений. Из этого вытекает вывод о серьезных демократических устоях наших предков, живших на этой земле еще в III веке до нашей эры.

Даниал Ахметов назвал Берельские курганы сакральным местом. «Это человеческая сокровищница, – сказал он. – Красота этого места поражает и вдохновляет. Не случайно оно названо Долиной царей. Все увиденное здесь вызывает чувство гордости. У нас великая история, и нам есть чем гордиться». Он отметил высокохудожественные произведения с очень высоким уровнем обработки. И в самом деле! Уникальные технологии, которыми на тот период обладали наши предки, жившие на этой территории, не имели себе равных во всем мире.

– Что с дальнейшим финансированием работ по исследованию некрополя?

– Когда мы спустились в могильник, Даниал Кенжетаевич спросил: «Сколько на это нужно средств?» И, не дожидаясь ответа, сказал: «Ничего не может быть дороже нашей истории». Аким области предложил возвести саркофаг со стеклянным куполом над курганом № 5, аналогичный тому, который был построен над курганом №2, только сделать его еще больше, с помещениями для выставки экспонатов, конференц-залом.

Я в свою очередь предложил провести музеефикацию этого кургана с тем, чтобы сохранить данную уникальную ситуацию в первозданном виде. Также оставить по кругу камни, а сверху сконструировать арочное перекрытие. И глава региона поддержал это предложение.

«Мы создадим здесь историко-археологический музейный комплекс, – сказал он. – Продумаем вопросы инфраструктуры, чтобы людям было удобно сюда ездить. Десятки тысяч туристов, учащихся школ поедут сюда познавать историю своей страны и напитываться патриотизмом. Это будет синтез науки, познавательной деятельности и туризма».

– Каковы Ваши дальнейшие планы, касающиеся Берельского некрополя?

– Главное для нас в обозримой перспективе – создание научно-туристической инфраструктуры. Параллельно приступим к активному поиску поселенческих комплексов, которые также должны представлять огромный интерес для современной науки. Мы заявляем, что у берельских людей пазырыкского периода была государственность, что они занимались металлургией, горным делом. Поэтому наша задача – найти стационарные центры проживания и производства, поселения, что позволит расширить представление об этой древней цивилизации. Для этого нужно выработать поисковую стратегию, определить поисковые признаки. Все это, думаю, займет еще несколько лет.

Еще мы окрыли новый пласт культуры в Берельской долине – сяньбийцы. Вы ведь видели там множество вскрытых, расположенных компактно небольших захоронений? Это представители монгольских племен сяньби и жужаней. Именно они разгромили государство Хунну и перекочевали сюда. А уже в V веке нашей эры их уничтожили или изгнали с этих земель усилившиеся, объединившиеся тюрки. С того времени и началась древнетюркская эпоха в Центральной Азии.

Хочу отметить, что берельская земля хранит много «культурных слоев» и память о давно исчезнувших народах. Культуры сменяли одна другую, группы этносов приходили на эту землю и уходили отсюда. И каждая из этих культур оставила места обрядов и поклонений…

Шамиль Багаутдинов
Фото автора

Еще новости

Back to top button