Соблазн на рынке велик, но «разгуляться» никому не позволено
За минувший год антимонопольной инспекцией было назначено 15 расследований. Кроме того, из предыдущего года – три переходящих, а всего проверке подверглись 32 субъекта. Из них завершены 12, в их числе – по оказанию коммунальных услуг, производству и реализации стройматериалов, реализации продовольственных товаров и в отношении госорганов. Возбуждено 39 дел об административном правонарушении. На 1 января этого года сумма поступлений в бюджет по административным материалам составила 108 млн 817 тыс. 809 тенге. На вопросы читателей в ходе прямой линии ответила руководитель межрегиональной инспекции Агентства по защите конкуренции, антимонопольного агентства по ВКО и Павлодарской областям Людмила Михайловна Устьянцева.
Сегодня актуальное значение приобретают вопросы цен на рынке товаров и услуг. Какие у инспекции инструменты контроля, и какая там ныне ситуация? – с этого вопроса журналистов «РА» началась прямая линия.
– На постоянной основе нами разослано более 400 писем-уведомлений субъектам рынка о недопущении необос-
нованного роста цен и свыше 200 запросов. Проведено совещание с представителями госорганов и субъектами рынка, занимающимися оптовой и розничной реализацией социально значимых товаров, ГСМ, лекарственных средств. Подведя итоги работы за последний месяц, можно сказать, что ситуация на рынке стабильная. Надо сказать, в области работает постоянно действующий штаб, большую помощь нам оказывают областные и местные органы власти.
Все же встречаются факты необоснованного завышения цен? Это утверждают, в частности, Адильхан Сембаев из Семея и другие читатели.
– Есть такие факты. Мы завершили расследование в отношении ТОО «Оскемен-кант» и ИП «Антоненко И.В.» по факту совершения согласованных антиконкурентных действий. Материалы сейчас переданы в суд. Кроме того, ведется расследование по повышению цен на фасованный творог и кефир в отношении субъектов, осуществляющих их реализацию. Такая же работа ведется в отношении четырех оптовых реализаторов колбасных изделий. Изучаем ситуацию на рынке продажи мяса птицы, оптовой продажи муки.
Приведу еще один конкретный пример. Поступила информация от акимата города Зыряновска. Там два субъекта рынка допустили признаки согласованных действий при реализации свеклы, моркови, картофеля, лука. При этом свекла доходила до 200 тенге за килограмм. В настоящее время мы с помощью горакимата изучаем эту ситуацию.
Понятно, что если, скажем, допущен ценовой сговор, налагается штраф, а сверхдоходы изымаются в бюджет. Но цены при этом могут возвращаться к оптимальному уровню? Население ведь заинтересовано именно в этом. Бижамал Сапарова, Семей
– Да, если круг потребителей известен. Вот пример. Девять предприятий в городе Семее повысили плату за вывоз твердых бытовых отходов со 130 до 200 тенге, в данном случае потребители известны. Мы вынесли предписание о возврате им незаконно уплаченных сумм.
С этим ясно. Но вот завысили цены на сахар, колбасные изделия. Потребитель не известен, потому что покупали все. В таком случае возможен возврат завышенных цен на нормальный, оптимальный уровень?
– Это смотря какой период согласованных действий установлен. Если он прошел – одно дело. А если ценовой сговор продолжает действовать, то субъекты обязаны снизить стоимость, возвратиться к обоснованным ценам.
Вами проводится мониторинг на стоимость квадратного метра жилья? Вопрос для населения имеет большое социальное значение. Анатолий Семенов, Усть-Каменогорск
– Инспекция провела анализ строительства жилья по Усть-Каменогорску. Установлено, что строительные компании, подрядные организации выполняют лишь строительно-монтажные работы в пределах выделенных сумм и доставленных технических спецификаций согласно утвержденной ПСД на основании договоров по государственным закупкам. На свои запросы мы получили ответы о том, что эти компании и предприятия коммерческого жилья не строят. Только по госпрограмме.
А как с ценами на стройматериалы? Сговор здесь выявляется? Марина Скворцова, Усть-Каменогорск
– Выявляется. Два субъекта рынка в Усть-Каменогорске и Семее занимаются производством цемента. Они включены в госреестр субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. В результате мониторинга деятельности этих предприятий мы усмотрели признаки согласованных действий по повышению цен в 2013 году, было возбуждено административное производство. Годом раньше было расследование в отношении нескольких кирпичных заводов, были приняты меры антимонопольного реагирования.
Как в инспекции организован вопрос с обратной связью с потребителями товаров и услуг, на защите которых вы стоите? Рахметхан Асылбаев, Бородулихинский район
– Каждую пятницу я как руководитель и мои заместители проводим личный прием граждан, представителей юридических лиц. Есть телефон доверия, один раз в полугодие у нас проходит День открытых дверей, куда может обратиться каждый. Больше всего поступает вопросов по сфере коммунального хозяйства: лифты, домофоны, электроэнергия.
В прошлом году был большой поток жалоб потребителей поселков Жезкент и Усть-Таловка на действия ТОО «Шыгысэнерготрейд» и ТОО «Жезказганэнергосбыт». При смене энергоснабжающей организации, введя потребителей в заблуждение, счета выставлялись обоими ТОО. Мы выезжали на место с представителями управления ЖКХ ВКО, приняли участие во встрече с населением прокурор района, руководители местных исполнительных органов. Принято решение о возбуждении административного производства и вынесении предписания о произведении перерасчета с потребителем, которому незаконно начислены деньги за оплату коммунальных услуг.
Сейчас как-то мало говорят о легкой промышленности. Как будто ее и не существует. Неужели мы полагаемся только на ввозимую продукцию? Что показывает аналитический обзор, который вы проводите? Игорь Васин, Курчатов
– Действительно, вся республика. А в том числе и наша инспекция изучали, проводили анализ и оценку состояние товарного рынка в легкой промышленности по итогам 2012 и первой половины прошлого годов. Выявлен ряд проблем: незащищенность внутреннего рынка от недобросовестного импорта, недостаток оборотных средств у местных товаропроизводителей, низкий уровень технологического оборудования, низкая конкурентоспособность производства продукции. Доля импорта в 2012 по сравнению с 2010 годом на текстильные изделия увеличена на 234,5, обувь, головные уборы, галантерейные товары – на 614 процентов. Рынок очень конкурентный, поэтому требуются решительные меры, чтобы насытить его изделиями собственного производства.
Какая проводится работа, направленная против ущемления прав потребителей? Сергей Петров, Риддер
– Для наглядности приведу пример, правда, из предыдущих лет, когда Шыгысэнерготрейд при смене тарифа неправильно начислял бытовым потребителям плату. Было большое количество обращений. Проведено расследование, подтвержден факт злоупотребления компанией доминирующим положением. По ходатайству инспекции специализированный административный суд Усть-Каменогорска вынес представление о возврате незаконно уплаченных сумм. Потребителям вернули более 90 млн тенге.
Права потребителей могут быть ущемлены по-разному. На одном предприятии Семея, обслуживающем лифты, в дого-
вор с жильцами включили положение по установлению неустойки 100 МРП за расторжение договора, что ущемляет их права на выбор поставщика услуг. В этом же городе другой поставщик услуг в соглашении усмотрел приостановить техническое обслуживание лифта, если 20 процентов жильцов подъезда в течение двух месяцев не оплачивает услуги. Здесь ущемляются права добросовестных потребителей.
Были в последнее время обращения на действия «АзияАвто» по повышению цен. Если бы мы усмотрели признаки антиконкурентных согласованных действий, то начали бы расследование. Но в данном случае, в результате проведенной большой работы, не нашли согласованности действий между субъектами рынка. Потребителям было отказано в удовлетворении заявления.
К сведению читателей вашей газеты сообщу, что сейчас создан новый орган – Агентство Республики Казахстан по защите прав потребителей. Компетенции этого Агентства и нашей инспекции четко разграничены. Раньше по таким обращениям, как некачественный ремонт холодильников, бытовых приборов, мы не могли принять меры. Теперь с такими претензиями потребителям нужно обращаться во вновь созданный орган.
Часто апеллируют термином «недобросовестная конкуренция». Что представляет она собой и каковы ее признаки? Зейнолла Отарбаев, Шемонаиха
– Здесь отдельная статья. Иные субъекты рынка, когда запрашиваем информацию для того, чтобы рассмотреть обращение по существу, отвечают: я не доминант, в реестре не состою, цены сам устанавливаю. Безусловно! Первое: у нас есть субъекты рынка, включенные в реестр. Они делятся на тех, цены которым регулируются департаментом по регулированию естественных монополий, это – сфера телекоммуникаций, железнодорожного транспорта. Мы, например, сферу энергоснабжения – Шыгысэнерготрейд включили в реестр, а цены ему регулирует департамент естественных монополий.
Услуги по подаче вагонов в сфере железнодорожного транспорта мы включили в реестр, отслеживаем их состояние на товарном рынке. А цены – в компетенции департамента. Есть еще субъекты, которые включены в реестр, и цены не регулируются. Несмотря на то, что являются доминантами, имеют право цены устанавливать сами согласно нормам гражданского кодекса. Мы за ними устанавливаем контроль на предмет злоупотребления доминирующим положением в части установления монопольно высоких или монопольно низких цен, дискриминационного подхода.
Недобросовестная конкуренция – это любые действия, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, а также нарушающие законы и права. Вот, скажем, реализация товаров или услуг с принудительным ассортиментом. В прошлом году и ранее мы проводили расследование в отношении всех домофонных компаний, которые предлагали услуги по изготовлению и установке домофонных дверей, причем, (внимание!) включив в соглашение обязательное заключение договора на абонентское обслуживание. Это и есть принуждение к дополнительному ассортименту услуг. Обслуживающую компанию жители подъезда имеют право выбрать сами.
По этим вопросам мы готовим пресс-релиз, разъяснения для потребителей, скоро проведем совещания с работниками КСК, домофонными компаниями. Потому что жалобы, звонки, обращения продолжают поступать. У нас есть телефон доверия. Ни одно обращение не останется без внимания.