Общество

Сложили жезлы на полку…

Сложили жезлы на полку...

С января все сотрудники дорожно-патрульной полиции попрощались не только с уходящим годом, но и c «друзьями», с которыми несли верную службу, – жезлами. Водители признаются, что даже непривычно видеть полицейских без «палочек-выручалочек». Почему было принято такое решение? Как теперь автовладельцам вести себя на дорогах?

В республиканских средствах массовой информации и в интернет-пространстве представители пресс-службы Министерства внутренних дел Республики Казахстан не раз отмечали, что изменения продиктованы желанием соответствовать европейским стандартам, а главная цель новшества – модернизация правоохранительных органов. О том, как теперь вести себя водителям на дорогах, на первом внеочередном заседании Общественного совета Усть-Каменогорска рассказал командир батальона дорожно-патрульной полиции УВД Усть-Каменогорска Самат Муликов.

– В рамках модернизации правоохранительной системы Республики Казахстан изучен международный опыт безопасности дорожного движения, – сказал он. – Для соответствия ему с 1 января казахстанские полицейские не используют жезлы. Они останавливают транспортные средства жестом руки под звук свистка, а также с помощью громкоговорящих устройств. Помимо этого, с начала текущего года действует только автопатрулирование. Это значит, что на дорогах полицейские теперь стоять не будут. За исключением некоторых случаев: дорожно-транспортное происшествие, оперативно-розыскные мероприятия, заторы, чрезвычайные ситуации. Также остановка автомобилей может производиться на стационарных постах дорожной полиции.

Не секрет, что до недавнего времени в Усть-Каменогорске полицейские стояли едва ли не на каждом перекрестке. Планируется, что с введением еще одного нового требования – отказа от пеших патрулей автовладельцы смогут вздохнуть спокойно. Между тем некоторые общественники, наоборот, выражают опасение, что с ослаблением контроля на дорогах водители будут пренебрегать безопасностью и, к примеру, садиться за руль в нетрезвом виде.

– За пять дней с начала нового года мы привлекли к ответственности восемь человек за вождение транспортного средства в нетрезвом состоянии, в одном из случаев водитель находился в наркотическом опьянении, – отметил Самат Муликов. – Думаю, что нужно на законодательном уровне поднимать вопрос о том, чтобы таких нарушителей пожизненно лишать права управления автомобилями. Полицейские нацелены на формирование в обществе «нулевой терпимости» к правонарушениям и беспорядку. Их задача – пресекать незаконную уличную торговлю, распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство, работать с пешеходами, которые переходят улицы в неположенных местах.

Долой жезлы

После официального объявления о том, что с начала нового года сотрудники адмполиции будут останавливать владельцев железных коней с помощью жестов, свистка либо специального звукового или светового устройства, установленного на патрульной машине, в социальных сетях разгорелись жаркие споры. К громкоговорителям водители успели привыкнуть, а вот к взмахам рук еще не приноровились. В комментариях жители страны высказывают разное мнение. Одно из основных неудобств, по словам автолюбителей, то, что в темное время трудно разглядеть жестикуляцию регулировщика. «Ночью без жезла не видно – не понятно, что показывает регулировщик. Да и днем, когда некоторые полицейские поднимают руку под углом в 45 градусов, ты тормозишь в ступоре, пытаясь понять, что же это: вертикально вверх, всем стоять или все-таки рука вытянута вперед» (пунктуация и орфография сохранены – прим. автора) – пишут пользователи соцсетей.

– Сегодня еду на работу и вижу, что сотрудник административной полиции машет рукой, – рассказывает автолюбитель из Усть-Каменогорска Вячеслав Кузин. – Непонятно, кому адресованы эти жесты, но как законопослушный водитель остановился. Оказалось, что требование относилось к машине, следовавшей за мной.

В начале, когда еще не совсем было ясно, как полицейским предстоит работать в темное время суток, люди сами стали придумывать всевозможные версии. Например, кто-то предлагал, чтобы инспекторы использовали белые перчатки, фонарики или любой другой предмет, видимый в темноте.

– В ночное время полицейские работают в светоотражающих жилетах, – добавил комбат. – Для исключения аварийности на дорогах, двусмысленности и неразберихи сегодня в стране ведется единый инструктаж жестикуляции. Надеемся, что водители привыкнут к отсутствию жезлов. Требования к обязательному использованию ремней безопасностей тоже не сразу приняли.

Возможно, людям действительно потребуется время, чтобы привыкнуть к новшеству. Однако непонятно другое, как же все-таки быть, если полицейские останавливают вдоль дороги? Выполнять требование или же можно игнорировать.

– Если вас остановили без причины, то можете сообщить о данном факте по каналу 102, – посоветовал Самат Муликов. – Если выяснится, что полицейские останавливают самовольно, то будем привлекать их к дисциплинарной ответственности. Отметим, что с этого года при остановке нарушителя, пока один сотрудник будет оформлять протокол, второй будет сидеть в машине, не останавливая другие автомобили. Сегодня в Усть-Каменогорске в три смены работают 80 автопатрульных машин. На оживленных улицах установлены полицейские модули. Созданы они для того, чтобы полицейские могли оперативно реагировать на правонарушения, раскрывать преступления по «горячим» следам. Согласитесь, пока потерпевший обратится в УВД, пройдет время.

А тем временем казахстанские правозащитники советуют хозяевам железных коней обзавестись видеорегистратором, который беспристрастно фиксирует все действия – как водителя, так и дорожного полицейского.

Свое мнение по поводу отмены жезлов высказал и известный защитник прав автомобилистов, руководитель проекта «ОСА» Руслан Лазута. Он отметил, что данная международная практика со временем прекрасно приживется в нашей стране. А мажилисмен Айкын Конуров предположил, что представители МВД спустя некоторое время все-таки решатся возвратить жезлы. Но, как говорится, поживем – увидим.

Из школьников – в водители

С нынешнего года в МВД РК решили ввести еще одно новшество – обучение вождению автомобилей в стенах средних учебных заведений в рамках начальной военной подготовки. Какой школьник не мечтает сесть за руль автотранспорта? Тем более что после прохождения занятий по автоделу ему будет выдана справка, благодаря которой в 18 лет он сможет получить права. Кстати, идею о внедрении автодела в школьный образовательный процесс еще в прошлом году озвучил министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Сагадиев.

– По согласованию с Министерством обороны мы планируем переобучать учителей начальной военной подготовки и внедрить обучение вождению сразу в школах, – сказал министр. – То есть юноши и девушки уже на выходе должны будут получать свидетельство и к 18 годам иметь водительские права, что, мы надеемся, изменит ситуацию на дорогах.

Однако такого положительного настроя с министром не разделяют представители Восточно-Казахстанского областного филиала Союза водителей транспортных средств. По их мнению, такое новшество, наоборот, внесет хаос на дорогах.

– Чтобы с нуля запустить систему подготовки школьников, необходимо не только переобучить военруков, но и приобрести специальные автомобили, – уверен председатель областного филиала Союза водителей транспортных средств Евгений Черныш. – Помимо этого, согласно законодательству, для обучения вождению необходимо иметь автодром. Специалистов, автомобилей, автодромов нет. Это какие деньги нужно выделить государству, чтобы внедрить это новшество? Что будет с автошколами? Мы неоднократно обращались к директорам средних учебных заведений с предложением сотрудничать в подготовке школьников. Но воз и ныне там.

…И самое главное, что интересует водителей – штрафы. С 1 января сумма месячного расчетного показателя составляет 2269 тенге.
Соответственно и суммы взысканий за нарушение ПДД увеличились. Так, за превышение скорости на 10-20 км/ч грозит штраф в размере 22 690 тенге, а если вы припаркуете свой автомобиль в местах, предназначенных для людей с ограниченными возможностями, то приготовьтесь раскошелиться на 113450 тенге.

Насихат Оркушпаева

Пока верстался номер

В Министерстве внутренних дел Казахстана разработали несколько вариантов новой формы для сотрудников дорожно-патрульной службы. Один из них – жилетка салатового цвета и белые перчатки со светоотражающими элементами. Жилетка-образец, предложенная Восточно-Казахстанским ДВД, имеет с внешней стороны надпись «Жол-патрульдік полициясы».

Еще новости

Back to top button