Экономика

«Сладкое золото» Тарханки

«Сладкое золото» Тарханки

В этом селе Глубоковского района уже третий год успешно работает единственное в Восточном Казахстане предприятие с полным циклом производства и реализации меда под единым брендом «SAN-BEE Altay».

Возможность исключить посредников в производственной цепочке – именно это помогает фирме работать прибыльно. По словам ее директора Игоря Рукавицына, здесь выпускают более 30 наименований продукции. Часть из них – это чистый мед разных сортов: гречишный, донниковый, подсолнечниковый (монофлерный), есть полифлерные – из разнотравья. Остальные продукты – мед с пыльцой, пергой, прополисом, маточным молочком, а также сбитень, биологически активные добавки к пище, пчелиный воск, кремы, мази и многое другое.

Плюс ко всему производитель добавляет к медовому продукту натуральные наполнители – ягодные пюре, концентраты целебных трав и плодов рябины с боярышником. Предварительно разные вкусы ягод были протестированы специалистами, которые в итоге остановились на чернике, клюкве, бруснике и облепихе.

Продукты пчеловодства поступают в цеха предприятия с собственных пасек, находящихся в Уланском, Зыряновском и Глубоковском районах.
Всего на производстве сладкого продукта «трудятся» три тысячи пчелосемей, вырабатывающих в год около 150 тонн меда. Однако, как признается предприниматель, мощности предприятия можно увеличить до 600 тонн в год, сдерживающим фактором на данный момент является низкое потребление янтарного продукта населением.

На заводе по переработке «сладкого золота» работают 35 человек. Большинство из них – жители Тарханки. Основную работу здесь, конечно же, выполняют аппараты. Люди заняты на обслуживании оборудования: вставляют ленту, заливают мед, контролируют показания приборов, упаковывают товар.

– Наша марка стала узнаваемой на полках магазинов в таких мегаполисах, как Алматы, Астана, Караганда, – говорит Игорь Рукавицын. – Большим спросом пользуется сувенирная продукция. В настоящее время компания ведет активную работу по продвижению товара на китайский рынок. Пока реализуем мед только на приграничных территориях Поднебесной.

Анализ рынка показал, что без соответствующей фасовки невозможно привлечь покупателя. Все цеха оборудованы датским и немецким оборудованием. Упаковочный материал – австрийского и российского производства.

Продукция пакуется в расчете на самого разного потребителя: есть совсем маленькие стики по десять граммов, есть большие ведерки по одному килограмму, между ними целая линейка других размеров.

Мини-порции, которых здесь производят ежедневно до 25 тысяч штук, поставляют в школьные образовательные учреждения Усть-Каменогорска, Алматы, Астаны.

Задача предприятия – выпускать качественную продукцию по доступной цене. При этом к производству меда его сотрудники предъявляют самые жесткие требования – с полным соблюдением существующих санитарных и эпидемиологических норм. Собственная лаборатория для проведения необходимых анализов позволяет осуществлять входной и выходной контроль конечного продукта по многим показателям, в том числе на отсутствие антибиотиков и солей тяжелых металлов. Также вся продукция полностью сертифицирована по системе ХАСПП.

В планах – открытие еще одной экспертной лаборатории, чтобы можно было корректировать производственный процесс и быть абсолютно уверенным в высоком качестве продукта.

Руководитель предприятия, кстати, по специальности ученый-пчеловод, знает о меде и его крылатых производителях практически все. Он уверен, что профессиональным пчеловодом может стать только дипломированный специалист, окончивший специализированное учебное заведение. На простом желании далеко не уедешь. И поэтому очень жаль, что в этом году Саратовский сельхозтехникум прекратил подготовку пчеловодов.

К слову, своих пасечников руководство «SAN-BEE Altay» обучает не только в Казахстане, но и за границей. Сам Игорь Рукавицын старается обмениваться опытом со специалистами Украины, Кореи, Аргентины.

Цвет меда, оказывается, зависит от его ботанического происхождения. Темные сорта, по словам Игоря Ивановича, богаче по составу и полезнее. Человек на этот процесс никак не может влиять – мед «окрашивает» только природа, поэтому и подделать его практически невозможно.

Что касается фальсификации медового продукта, бороться с ней не только возможно, но и нужно. Для борьбы с искусственным медом общество пчеловодов должно применить как минимум три инструмента: товарный знак, реализацию продукта через специализированные отделы, проведение медовых ярмарок и фестивалей на регулярной основе.

– Мне достаточно открыть крышку фляги – и все становится ясно, что за товар, – поясняет Игорь Рукавицын. – Здесь учитывается множество факторов, один из них – человеческий. Профессиональные пасечники не позволяют себе обмана. Некоторые продавцы часто под видом одного меда, например катонского, продают другие сорта, им деньги важнее доброго имени и надежной репутации.

На самом деле качество продукта «удостоверяют» сами… пчелы. Речь о так называемом «печатном» меде, подготовленном обитателями ульев к длительному хранению. Когда он вызревает, насекомые запечатывают ячейки сотов тонкой восковой крышечкой. Это словно особый знак, свидетельствующий о том, что завершены все биохимические процессы, связанные с переработкой нектара в мед. Когда зачерпываешь его ложкой и поднимаешь вверх, янтарную струю можно дотянуть хоть до «потолка» – медовая нить не оборвется.

Такой дар пчел особенно долговечен. «Самое интересное, что летом они живут около месяца, – рассказывает Игорь Иванович. – Спрашивается, для кого эти трудяги запасают впрок добро, которое им никогда не попробовать? Ответ прост: они заготавливают его для своих детей. Совсем как в человеческой семье».

Бахыт Сарсембаева

Фото автора

Глубоковский район

Еще новости

Back to top button