Слабые звенья дорожного строительства
Антикоррупционная служба Восточно-Казахстанской области по результатам внешнего анализа коррупционных рисков в сфере автомобильных дорог выявила системные коррупционные риски на всех этапах строительства и ремонта дорог – от планирования до контроля и содержания. Об этом на брифинге в Региональной службе коммуникаций сообщил руководитель Департамента Агентства Республики Казахстан по противодействию коррупции по ВКО Денис Шакенов.
Антикоррупционная служба продолжает свою работу по обеспечению законности и порядка в государственных и частных структурах. Например, в ходе анализа коррупционных рисков в сфере строительства были выявлены риски, связанные с установлением минимальных сроков для гарантийных обязательств.
Так, установлены три факта умышленного занижения местными исполнительными органами гарантийных сроков до одного года по договорам среднего ремонта автодорог, хотя согласно законодательству они должны составлять от двух до шести лет.
– Ярким примером этого является договор по среднему ремонту уличных дорог села Маркаколь на общую сумму 59 млн тенге, где срок гарантийных обязательств составил лишь один год. Более того, по восьми договорам о государственных закупках на сумму 1,8 млрд тенге гарантийные сроки по обеспечению эксплуатации автодорог вовсе не указаны. Например, отдел ЖКХ Катон-Карагайского района заключил договор на средний ремонт автомобильной дороги «Согорное – Балык-Асу» на сумму 341 млн тенге, при этом отсутствуют сроки гарантийных обязательств. По данному вопросу Антикоррупционной службой ВКО даны рекомендации об увеличении гарантийных сроков: для строительства, реконструкции и капитального ремонта – не менее пяти лет, для среднего ремонта – не менее трёх лет, – отметил Денис Шакенов.
Также в ходе анализа были выявлены факты проведения среднего ремонта без наличия ведомственной экспертизы технической документации.
Согласно Закону Республики Казахстан «Об автомобильных дорогах», проведение ведомственной экспертизы технической документации для среднего ремонта автодорог является обязательным и определяется уполномоченным государственным органом по автомобильным дорогам. Но, несмотря на требования закона, отдельными районами области были реализованы проекты среднего ремонта автодорог без ведомственной экспертизы.
Ещё один пример: Национальный центр качества дорожных активов в 2023 году дважды отказал отделу ЖКХ Глубоковского района в проведении экспертизы проектно-сметной документации на ремонт дороги «Въезд в село Уварово» из-за несоответствия техническим и сметным требованиям. Несмотря на это в сентябре 2023 года был заключён договор на ремонт дороги стоимостью 46 млн тенге, и определённый объём работ был выполнен и оплачен в октябре этого же года. Такая ситуация может свидетельствовать о коррупционных рисках при заключении договора и создаёт условия для выполнения подрядчиком работ, не соответствующих установленным требованиям.
К сожалению, на сегодняшний день за строительство дорожных объектов без ведомственной экспертизы ответственность не предусмотрена, поэтому направлена рекомендация о внесении изменений в законодательство в части ответственности заказчиков, сообщил Денис Шакенов.
Кроме того, в рамках анализа были выявлены риски, связанные с изготовлением щебёночного материала одним из дробильных сортировочных комплексов без обязательного экологического разрешения.
К примеру, у одного из крупных подрядчиков Восточно-Казахстанского филиала «КазАвтоЖол» в 2022 году истёк срок разрешения на эмиссии в окружающую среду. Тем не менее компания продолжила эксплуатацию дробильно-сортировочных комплексов без экологического разрешения. По данному факту материалы были направлены в Департамент экологии Восточно-Казахстанской области для рассмотрения и инициирования возмещения ущерба, причинённого окружающей среде.
– В результате предприятию был выписан штраф на сумму свыше двух миллиардов тенге. На сегодняшний день подрядчик оспаривает это решение в судебном порядке, – добавил спикер.
Фото Нелли Петенёва