Сказочные персонажи Ларисы Мандыч
В Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике открылась новогодняя выставка игрушек «Добрая сказка». Украшением экспозиции стали авторские куклы мастера Ларисы Мандыч из Усть-Каменогорска.
В коллекции рукодельницы более 100 разных персонажей. Каждая игрушка является уникальным произведением ручной работы.
– Самое главное в новогодних праздниках – предвкушение чуда, – говорит кукольница. – Но чаще всего оно охватывает нас в детстве. А вот с плюшевыми игрушками у меня получилось иначе: это чувство вернулось, когда я стала уже взрослой.
Первые куклы появились около 35 тысяч лет назад и предназначались вовсе не для детей. Речь идет о ритуальных фигурках для религиозных обрядов. Они мало походили на игрушки, чаще вызывали ужас, нежели умиление. Лишь спустя много лет все изменилось. Куклу вручили ребенку.
В XVIII-XIX веках куклы были уникальными. Массово их еще не производили, а это значит, что каждая игрушка имелась в единственном экземпляре. Такую роскошь могли позволить себе не все. А те, у кого не было денег на дорогую игрушку, сами мастерили кукол, используя солому, глину. Бывало, даже брали полено, заворачивали в тряпочку и убаюкивали. Чем не кукла?
В богатых домах кукол воспринимали как декоративное украшение. Позже появились более доступные по цене куклы из папье-маше. А в середине XIX века и вовсе открылись первые фабрики по изготовлению игрушек. Массовое производство, конечно, уменьшало дефицит, но в куклах-клонах пропал некий шарм.
Ситуацию спасло появление в середине ХХ века нового вида искусства. Мастера стали изготавливать авторские куклы, каждая из которых становилась эксклюзивным произведением. На них надевали шикарные платья, волосы завивали в упругие локоны, на ножках – очаровательные туфельки. Загляденье!
Кукла во все времена была предметом искусства. Достаточно вспомнить кукольные театры, где игрушки оживают в умелых руках мастеров-кукловодов.
Какие только экземпляры тут не встретишь! Изящные марионетки, управляемые с помощью нитей, перчаточные куклы, ростовые, куклы театра теней…
В наше время в любой девичьей комнатке, что в Казахстане, что в других странах, непременно «прописаны» куклы. Наверняка на глаза попадется вездесущая парочка – Барби и Кен, у малышей помладше – пупсы в чепчиках, «беби-боны». И в давние времена, и сейчас дети продолжают верить, что у кукол есть душа и ночью, когда мы засыпаем, игрушки оживают. А может, это действительно так?
Как говорит Лариса, больше всего ей нравится «заниматься всякой ерундой». Именно из такой ерунды была создана ее первая кукла… Сегодня мастерица уверена, что изготовление кукол – это не забава, а настоящее творчество, пропитанное любовью и положительной энергией художника. Это занятие помогает Ларисе понять мир, увидеть в нем прекрасное, своими работами радовать окружающих. Большинство кукол Ларисы Мандыч представлены в единственном экземпляре.
Родом мастерица из Алтайского края. Родители переехали в Зыряновский район, когда девочке исполнилось шесть лет. В Малеевске, где обосновалось большое семейство, Лариса окончила восемь классов. В детстве у девочки не было кукол. В 50-х годах прошлого века такие игрушки были недоступны по цене. Поэтому ребята постарше сами мастерили лошадок, вытачивали из дерева солдатиков, из коробочек делали машинки с юрками от ниток вместо колес.
Лариса вместе со всеми участвовала в общих играх и даже «стреляла» из самоструганных деревянных наганов. Сделать тогда себе куклу как-то в голову не приходило. И только обучаясь уже в педучилище, девочка, как говорится, с головой ушла в творчество. С удовольствием рисовала, лепила, вырезала, создавала различные миниатюры и даже целые композиции. Все это было прекрасной «школой» для Ларисы.
Но путь к становлению авторского стиля был длинным и непростым. После окончания учебного заведения времени на творчество не хватало. Рабочий день в детском саду начинался в семь утра, заканчивался в семь вечера. А дома молодую воспитательницу ждали муж и трое детей. Словом, не до творчества тогда было. Во время перестройки Лариса попала под сокращение. И тогда она стала трудиться няней в частном порядке. В одной семье работала несколько лет, пока «ее» ребенок не вырос. Потом по рекомендации ее пригласила другая семья. Всех своих воспитанников она обучала азам искусства.
– Одной девочке, которую звали Софочкой, – вспоминает Лариса, – я сшила из тряпочек незатейливую игрушку. Конечно, родители могли купить дочке в магазине любую, самую дорогую забаву, но Софочка часами не выпускала из рук моих мышек и кошечек. Старшему брату девочки я смастерила домовенка. Игрушка понравилась не только детям, но и родителям.
Дома у Ларисы с годами копились кусочки ткани, палочки от мороженого, использованные ручки. Она не торопилась выбросить их на свалку, полагая, что когда-нибудь вся эта мелочь непременно ей пригодится. И вот пришло это время. Дочь попросила Ларису посидеть с годовалым внуком Максимкой. Это на редкость спокойный ребенок: много спал или подолгу играл с игрушками, не требуя к себе постоянного внимания. Лариса, приглядывая за мальчиком, начала понемногу шить игрушки, потом дарила их родным и близким. В праздники, на дни рождения, собираясь в гости, она непременно набирала с собой охапку пушистых зайчиков и лисичек и всегда ее рукотворные изделия приходились по сердцу детям.
В подарках для взрослых старалась угадать их наклонности. Так, например, для мужа двоюродной сестры, рыбака-любителя, Лариса сшила огромную рыбу, а для родной сестры, которая любит четвероногих, – маленьких собачек. Ну а если не угадывались желания, мастерица знала, что в любом доме, в любой семье забавный домовенок будет нелишним.
Кукленок-домовенок, по преданиям – верный защитник дома от злых духов, стал одним из самых распространенных сувениров Ларисы. Кукол становилось все больше. Они заселяли полки, громоздились на шкафах, усаживались на стульях. Когда хозяевам дома негде стало пройти, решила семья переселить кукольный народ в картонные коробки.
Об увлечении Ларисы узнали в Усть-Каменогорске. Пригласили ее принять участие в ярмарке народно-прикладного искусства.
– Коллекция постоянно растет и обновляется, – говорит Лариса. – Без творчества уже не могу прожить ни дня. Всегда интересно, что получится из кусочков ткани, горсти кружев, пуговиц. Утром еще не успею проснуться, как за иголку берусь. Правда, домашние дела тоже не забываю. Летом, например, у меня огород…
В планах мастерицы – сшить целое сказочное семейство типа Курочки Рябы, что красуется в одной из витрин на выставке в музее. Лариса шьет игрушки вручную, не признавая машинных стежков. Покупатели говорят, что ее куклы теплые и «живые». А как иначе? Ведь женщина вкладывает в каждое изделие частичку своей души.
Первый ценитель бабушкиных персонажей, как всегда, внук Максим. Вот кому играть-не наиграться. Каждый день у него новая игрушка. Выкройками Лариса не пользуется, все образы рождаются в голове. На подхвате сразу три модели: если первая только кроится, то вторая уже шьется, а третья почти готова, только отделку приладить. Из рыжей ткани получаются белочки да лисички, из коричневой – обезьянки и медведи, из кусочков натуральной норки – кошечки да ежики.
– Каждую игрушку надо обыграть, чтобы была не похожа на остальных, – делится своими секретами мастерица. – Стараюсь, чтобы у каждой куклы, каждой зверюшки был свой индивидуальный характер.
Отвечая на мой вопрос о ее стиле, Лариса Мандыч улыбается. Ей удалось выработать свой стиль под названием непредсказуемость. Никогда не знаешь, чем художница удивит в этот раз. У нее богатая фантазия и неуемная работоспособность.
Увидеть атрибуты Нового года и авторскую коллекцию усть-каменогорской кукольницы можно в музее по адресу: улица Кайсенова, 67. Экспозиция работает ежедневно, с 10.00 до 17.30. Стоимость билета для детей 100 тенге, для взрослых – 200 тенге.