Сказка в иранской миниатюре
Уникальная выставка иранской миниатюры и предметов декоративно-прикладного искусства под общим названием «Персидские мотивы» в галерее «Алтай» областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника – лишь один из примеров тесного культурного сотрудничества двух великих народов.
Как сказал на презентации советник по культуре Посольства Исламской Республики Иран в Республике Казахстан господин Масуд шейх Зейнеддин, «Культура – это земля, на которой можно взрастить добрые всходы. Чем ближе будут культуры, тем теснее будет сотрудничество и общение народов».
Четыре зала, наполненных изумительными, тончайшими работами древних иранских мастеров, вызвали живой интерес у посетителей. Основу экспозиции составили миниатюры по сюжетам книги поэта Фирдоуси «Шахнаме». Из прожитых им 86 лет (934 – 1020) более тридцати он посвятил «Шахнаме» и тем самым, по оценке самого автора, смог сохранить в веках персидский язык.
…Перед посетителями выставки предстают большие панно, заполненные филигранной росписью сцен из жизни древних персов. Их невозможно просто пробежать взглядом. Надо всматриваться в детали быта, военных сражений, казней и помилований, семейных торжеств и погребений, духовного общения людей, живших на территории Ирана более двух тысяч лет назад. «Смотрибельные» ряды экспозиций устроены по-особому: два-три панно по сюжетам «Шахнаме», потом картины, изображающие затейливые письмена. Это персидская каллиграфия. Как пояснил публике господин Масуд шейх Зейнеддин, это не просто красивая вязь на полотне, а наставление либо философская мысль, заставляющая задуматься каждого, кто прочтет эти строки.
Особое восхищение вызывает экспозиция изделий ручной работы – одна из визитных карточек Ирана. Говорят, что туристы, приезжающие в страну, впечатляются не столько созерцанием мечетей и древних дворцов, сколько предметами уникальных иранских народных промыслов. И тут есть чем восхититься. От коллекции всех этих ваз, блюд, скатертей, ковров, подставок для ручек, шкатулок и других изделий веет восточной экзотикой. Все они выполнены в древних неповторимых техниках. Шкатулочка, к примеру, украшена инкрустацией в технике хатамкари, а небесно-голубые блюда – в технике галямзани. Рассматривая сложнейшие рисунки, которые мастера обычно выполняли с применением лупы, начинаешь понимать, почему в Иране чеканный рисунок стоит порой дороже драгоценного металла в чистом виде.
Выставка иранской миниатюры стала настоящим культурным событием в Восточном Казахстане. Масуд шейх Зейнеддин и директор Восточно-Казахстанского архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника Николай Зайцев обменялись памятными подарками. Высокий гость преподнес восточноказахстанцам несколько книг произведений Фирдоуси, переведенных на казахский язык.
Фото Гылымбека Сабитова