Символ величия Усть-Каменогорска
Это уникальное спортивное сооружение было заложено в 1964 году в Усть-Каменогорске и сегодня по праву считается гордостью Восточно-Казахстанской области. Величественный Дворец спорта принимал не только лучших игроков Высшей хоккейной лиги, но и многочисленных звёзд эстрады, театра, кино, телевидения и радио. Сегодня мы расскажем, как складывалась история сегодняшнего Дворца спорта имени Бориса Александрова.
НЕВИДИМЫЕ НИТИ
О славном юбилее Дворца спорта жителям Усть-Каменогорска поведал автор и ведущий «Терра-исторических вечеров», краевед и историк, старший преподаватель Национального центра повышения квалификации работников образования «Орлеу» Института профессионального развития ВКО Сергей Щеглов. Напомним, благодаря ему в предыдущих выпусках «Рудного Алтая» мы рассказали об удивительном главе Усть-Каменогорска начала ХХ века, бывшем народовольце и террористе Оресте Костюрине, с теплом и нежностью вспомнили любимую с детства сказку «Волшебник изумрудного города», написанную уроженцем Усть-Каменогорска Александром Волковым.
– В начале XX века через Ульбу перекинули деревянный мост. Устькаменогорцы называли его «мост на больших карбазах», то есть лодках, загруженных камнями, выполняющих функции понтонов. Он стоял недалеко от современного Ульбинского моста, – начал с предыстории Сергей Щеглов, показывая старый чёрно-белый снимок понтонного моста.
По словам краеведа, мост на больших кабазах в своё время располагался несколько правее, чем современный Ульбинский мост, и начинался прямо у того места, где сейчас возвышается Дворец спорта.
– Деревянный мост, выстроенный из лодок, соединял старый город и Долгую деревню. Любопытно, что именно этот мост в прямом и переносном смысле соединяет между собой судьбы наших героев, чьи юбилеи мы отмечаем в 2024 году – градоначальника Ореста Костюрина и книги «Волшебник изумрудного города» Александра Волкова, – заинтриговал рассказчик.
Если с городским главой всё понятно, ведь именно он радел в те времена о благоустройстве Усть-Каменогорска, то что касается Волкова, то оказывается, первый дом их семьи располагался в Долгой деревне, в том самом месте, где сейчас стоит Дворец спорта, сообщил краевед.
НЕОЖИДАННЫЙ ПОДАРОК
Именно так можно назвать Дворец спорта, который был построен в Усть-Каменогорске, несмотря на то что город был далёк от понятия «миллионник».
В 1964 году в Усть-Каменогорске едва насчитывалось 300 тысяч жителей. Да и сейчас количество населения областного центра не достигает даже 400 тысяч человек.
Тем не менее, благодаря настойчивости министра среднего машиностроения, депутата Верховного совета СССР Ефима Славского, чьим именем названа набережная Иртыша в Усть-Каменогорске, в этом городе был заложен фундамент величественного ледового дворца, где предполагалось проводить хоккейные матчи любого уровня, вплоть до Высшей лиги.
Дворец спорта стал новым «вторым домом» для любимцев Усть-Каменогорска – хоккейной команды «Торпедо». Здесь они не только тренировались, но и проводили свои домашние матчи.
УНИКАЛЬНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
Понятие «уникальный» во многом стало определяющим для Дворца спорта. Сначала он стал уникальным спортивным объектом, построенным в городе с населением втрое меньше, чем это было принято в Советском Союзе. Кроме того, при его строительстве, которое осуществлялось по заказу Ульбинского металлургического завода, впервые в истории СССР вместе с основной площадкой в здании оборудовали ещё одно поле для тренировок – с искусственным льдом.
– Зрительские трибуны вмещали более пяти тысяч зрителей. Впервые в Казахстане при возведении здания дворца использовали 64-метровые фермы перекрытия. Уникальной была и обивка бортиков на ледовой арене, такой не было нигде в стране. Одними из первых в мире устькаменогорцы применили стеклянные ограждающие конструкции ледовой арены, – продолжил перечислять особенности Дворца спорта Сергей Щеглов.
«ЗВЁЗДНАЯ» РОССЫПЬ
Только через пять лет, в марте 1969 года, Дворец спорта впервые принял на своих трибунах первых зрителей и болельщиков. Но на удивление многим в первое время любители хоккея, коих всегда было очень много в Усть-Каменогорске, предпочитали посещать матчи в хоккейной коробке по улице Металлургов.
Причина столь невеликой популярности огромного ледового дворца крылась… в раздевалке. Вот так порой самые грандиозные планы разбиваются о бытовые мелочи.
– Дело в том, что в первые месяцы работы Дворца спорта администрация требовала, чтобы зрители в обязательном порядке сдавали верхнюю одежду в гардероб. А на ледовой арене было очень холодно. Вот потому все и предпочитали «болеть» на трибунах открытой коробки, где можно было сидеть, не раздеваясь.
Поняв свою ошибку, руководство дворца, в конце концов, разрешило зрителям приходить на трибуны в верхней одежде. И это резко изменило ситуацию: отныне трибуны Дворца спорта редко оставались пустыми во время горячих хоккейных матчей.
– Уже весной 1973 года оценить грандиозное сооружение смогли лучшие хоккеисты страны советов. Впервые в истории Всесоюзный финал молодёжного хоккейного турнира устроили в Усть-Каменогорске. Среди почётных гостей находился и великий тренер Анатолий Тарасов, – отмечает Сергей Щеглов.
По словам краеведа, практически с первых же лет существования Дворца спорта в его стенах стали проводить турнир-мемориал в честь Героя Советского Союза Толегена Тохтарова, а с 1980 года началось триумфальное шествие команды «Торпедо» к её громким победам.
– Во Дворце спорта «Торпедо» победило легендарные хоккейные команды «ЦСКА», московские «Динамо» и «Спартак». В памяти болельщиков сохранились полевые номера «19» и «23». 19-й – Игорь Кузнецов, 23-й – Борис Александров, – напоминает краевед.
Как подчеркнул Сергей Щеглов, звёзды, «загоревшиеся» на арене Дворца спорта Усть-Каменогорска, сияли для всего хоккейного мира. Это – Евгений Палладьев, Виталий Филиппов, Сергей Варнавский, Юрий Леонов и многие другие. В лучшие для «Торпедо» годы главным тренером команды был Владимир Гольц.
НОВЫЙ ОБЛИК – СТАРЫЕ ТРАДИЦИИ
Через 30 лет после открытия Дворца спорта, в 1999 году, он был передан «Казцинку», что повлекло и изменение названия команды. До 2018 года она именовалась «Казцинк-Торпедо». Однако славные традиции усть-каменогорского хоккея остались неизменными. Команда играла в первенстве России и не уступала самым именитым соперникам.
– Изменился и сам Дворец спорта. В 2002 году были открыты два новых тренажёрных зала, где тренировались не только игроки «Казцинк-Торпедо», но и обычные горожане.
В 2010 году Дворцу спорта было присвоено имя выдающегося хоккеиста и тренера, Олимпийского чемпиона Бориса Александрова, – продолжил Сергей Щеглов.
Зимой 2011 года изменился сам облик спортивного сооружения. После реконструкции новый фасад Дворца спорта стал символизировать каску вратаря. А рядом установили памятник хоккеисту и большой изогнутый светодиодный экран.
– Дворец спорта стал центром не только спортивной, но и культурной жизни города. Побывали здесь четырежды Герой Советского Союза, лётчик Покрышкин, многие космонавты, легендарный снайпер Василий Зайцев, про которого сняли кино в Голливуде, – отметил краевед.
А ещё полный зал собирали здесь концерты многих популярных солистов и коллективов эстрады СССР. Среди них Валерий Ободзинский, ансамбли «Песняры» и «Весёлые ребята», Алла Пугачёва, Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Ленинградский балет на льду, Клавдия Шульженко, Александр Малинин, Жанна Агузарова и многие другие.
– Никогда не забудут устькаменогорцы потрясающее выступление во Дворце спорта народного диктора Юрия Левитана. Как только прозвучали его первые слова и зрители услышали его легендарный голос, на гостя обрушилась лавина оглушительных оваций. Так ещё не встречали ни одного эстрадного артиста! – вспоминает Сергей Щеглов.
Прошли годы. Дворец спорта стал одним из значимых символов Усть-Каменогорска. Сегодня здесь проходят международные турниры, выставки, симпозиумы и многие другие спортивные и культурные события региона.
– Изменив внешний облик, став более современным, Дворец спорта сохранил своё главное назначение – быть стартовой площадкой для талантливой молодёжи города, развивать и прославлять родной Усть-Каменогорск, – заключил Сергей Щеглов.
Екатерина Гуляева
Фото «Рудный Алтай», из архива Сергея Щеглова