Общество

Символ страны нуждается в защите

Символ страны  нуждается  в защите

В Казахстане снежный барс стал официальным символом страны, предложенный Президентом РК Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ. В его Послании народу «Стратегия-2030», в главе, где говорится о государственной миссии, есть такие исторические строчки: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центрально-Азиатским Барсом и будет служить примером для других развивающихся стран».

Неуловимая икона гор

Знаете ли вы, что по преданиям древних монголов, только счастливый человек может увидеть ирбиса (снежного барса). Это слово происходит от тюркского – снежный леопард, снежная кошка… Этого грациозного зверя наши предки считали мистическим животным и нередко называли его «иконой гор». А «снежным» назвали потому, что большую часть года он проводит в высокогорье, у границы вечных снегов.

В нашем крае вряд ли найдутся люди, которые ничего не слышали об ирбисе. Но лишь единицам удается увидеть его в природе, а уж тем более, сфотографировать. Скудость сведений о распространении этой кошки позволяет считать ее одним из редчайших представителей фауны казахстанского Алтая. Полной информации о барсе, его повадках и условиях проживания в нашей стране до сих пор крайне мало.

В прошлом веке на территории СССР вышли всего две небольшие брошюры казахстанского натуралиста Максима Зверева «Снежный барс» и «Барсы и рыси». Можно еще вспомнить книгу Евгения Кошкарева «Снежный барс в Киргизии». Вот, пожалуй, и все. С 1995 года в Казахстане силами биологов, супругов Олега и Ирины Логиновых из Восточного Казахстана, при поддержке Глобального экологического фонда ПРООН по сохранению биоразнообразия в Алтай-Саянском экорегионе, начал выходить в свет бюллетень «Ирбис». Авторы рассылали его руководителям всех природоохранных организаций и заказников.

– Хотелось привлечь внимание общества к этой проблеме, заставить задуматься, почему не прекращается браконьерская охота на барсов и что нужно делать, чтобы этот зверь не исчез с лица земли, – говорит Олег Логинов.

По его мнению, об эффективной защите ирбиса можно говорить только при условии серьезного расширения особо охраняемых природных территорий.

Неуловимость и загадочность снежной кошки породила десятки легенд у разных народов. Людская молва с древних времен наделяет ирбиса то человеческим разумом, то причисляет его к потустороннему миру. Алтайские шаманы, к примеру, уверяют, что в давние времена высоко в горах жили… люди-барсы. Тысячелетиями они наблюдали за перемещениями гуннов, тюрков, монгольских кочевников, славянских первопроходцев, оставаясь независимыми и незаметными.

Барс часто встречается в эпосах и сказаниях, мифах и сказках. Его изображение повсеместно использовали при изготовлении амулетов и ювелирных украшений. В раскопках на территории Восточного Казахстана, включая Берельские курганы, археологи нашли и продолжают находить бронзовые стилизованные фигурки в виде барса-охотника. То есть снежный барс для наших предков был несомненно священным животным, ему поклонялись, как духу гор.

Не ружьем, так капканом

Но легенды и мифы – это одно, а реальная жизнь –совсем другое. Известно, что этот загадочный и осторожный зверь никогда не поддавался точному учету. И, тем не менее, в настоящее время приходится констатировать: ирбис находится на грани исчезновения. Если еще в прошлом веке на территории СССР насчитывалось, примерно, шесть-семь тысяч барсов, то сейчас, по официальной информации, их осталось во всем мире не более четырех тысяч. Не зря во всех странах ирбис занесен в Красную книгу. Что касается Казахстана, то у нас их (барсов) несколько десятков, а в Восточном Казахстане – около10-12 особей.

Столь печальный результат – итог распространения деятельности человека. Даже в горах она «достала» хищников. Истребляя архаров, диких козлов, кабанов, человек тем самым изгнал из привычных мест обитания и ирбиса. Огромный ущерб популяции снежного барса наносят капканы и силки. Известный факт, кстати, что СССР являлся в свое время основным поставщиком ирбисов в зоопарки мира!

Еще одна беда – бездумное истребление барсов чабанами, а также процветающее до сих пор браконьерство. Дело в том, что охота для снежного барса служит не только средством добывания пищи, но и забавой. Ведь это кошка! Притаившись в скалах, может долгими часами выслеживать свою добычу. Если речь идет о небольшой отаре овец в горах, то под лапами могучего зверя она может вся погибнуть. Об этом, как правило, и толкуют чабаны, оправдывая свои противозаконные действия. Но часто их слова – простое лукавство. Уничтожая барсов, они на самом деле, не столько «мстят» за погибших овечек, сколько желают раздобыть красивую шкуру этого редкого зверя. Эту же цель преследуют браконьеры. Самые опытные из них давно изучили повадки снежного барса, знают его привязанность к той или иной местности, поэтому при добыче ирбиса обходятся вообще без оружия. Когда зверь попадает в капкан, его забивают палками, дабы не попортить драгоценную шкуру. Сколько по этой причине погибло снежных барсов – статистика умалчивает.

Барса охраняют только горы

Сохранение животного требует немалых затрат и серьезной государственной поддержки. К сожалению, приходится констатировать, что ныне снежных барсов больше охраняют горы, а не законы. Программы по сохранению и изучению «державного» зверя, едва появившись, толком не просчитываются и быстро сворачиваются. Деньги под них почти не выделяются. Может быть поэтому энтузиасты природы стараются «встроиться» в проекты других стран, чтобы получить для Казахстана самое необходимое. Например, фотоловушки. Речь идет о парных камерах, установливаемых в местах обитания животных, которые могут заснять зверя сразу с двух сторон. Специальные датчики улавливают движение в любое время суток и при любой погоде. Фотоловушки позволяют убедиться, что барсы все еще «проживают» в тех или иных регионах.

С 2013 года в средствах массовой информации начали появляться сообщения об установленных в Катон-Карагайском национальном природном парке фотоловушках. Семь таких приборов передали парку Логиновы. Они, в свою очередь, получили оборудование, участвуя в проекте фонда «Snow leopard Fund» по сохранению снежного барса в Восточном Казахстане.

Весной 2013 года появилась первая информация о снимке, на котором угадывались очертания барса. Это было в апреле на хребте Сарымсакты. Международные эксперты, изучившие фото, подтвердили: это несомненно снежный барс. Следующее фото грациозного хищника фотоловушки выдали в декабре 2014 года. И вот 22 февраля 2016 года появилось очередное сообщение: фотоловушка зафиксировала зверя, осторожно спускающегося по тропе…

Вполне возможно, что барсы могли бы оставить свои «фотопортреты» и ранее, если бы тогда в местах их обитания была установлена соответствующая фотоаппаратура. Но ее не было. Поэтому ученым, которые, в принципе, не слишком верят рассказам, считая их наполовину вымышленными, все же приходилось верить на слово. В прессе официально сообщалось, что люди замечали барсов в горах ВКО в 2004, 2006 и 2010 годах. Так это или нет – трудно сказать.

Покажи личико!

В Восточном Казахстане четыре основных места обитания снежного барса. Это хребты: Южный Алтай, Тарбагатай (Бухтарминский), Сарымсакты и Катунский. На некоторые из них ирбис заходит крайне редко. Об одном таком случае рассказал орнитолог Борис Щербаков, который, в свою очередь, услышал его от местных вертолетчиков в 1970 году. О встречах людей с барсом сообщал также в своей статье «Ирбис в горах казахстанского Алтая» (сборник «Ирбис») научный сотрудник отдела природы областного историко-краеведческого музея Юрий Зинченко. Он, в частности, пишет, что «Промысловиками А. Коробейниковым и Д. Воронковым барсы неоднократно отмечались на склонах хребта Южный Алтай, в междуречье рек Тускаин и Арасан-Кабы. Здесь звери появлялись в 1987 и 1988 годах…»; «На водоразделе Ивановского хребта, в районе истоков рек Белая Уба и Большой Тургусун в марте 1980 года барса встретила группа туристов усть-каменогорского клуба «Искатель».

По рассказу руководителя группы А. Ложникова, зверя он заметил на заснеженной равнине вершины хребта. Барс подпустил человека на расстояние примерно 100 метров. На некоторое время человек и хищник замерли, и лишь при подходе остальных туристов «большой, очень светлый зверь» стелющейся походкой постепенно исчез из поля зрения людей. При осмотре места встречи стало ясно, что барс завтракал пойманной белой куропаткой, что подтверждали капли крови и многочисленные перья на мес-те его трапезы».

– В природе существуют экосистемы – своеобразные пирамиды, связанные между собой соответствующими условиями проживания того или иного животного, наличием кормовой базы, – пояснил Юрий Зинченко. – В нашем высокогорье на вершине такой пирамиды стоит снежный барс, который охотится на горных козлов, баранов, архаров, косуль. Если исчезнет барс, то эта пирамида неминуемо разрушится.

Адрес добра

И все же в Восточном Казахстане немало неравнодушных людей, которые делают все возможное, чтобы сохранить в целом экосистему, включающую благоприятные условия проживания в нашем регионе снежного барса. О некоторых из них я уже рассказала выше. Еще один «адрес добра» мне подсказал научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Сергей Стариков – это охотничье хозяйство «Зайсанское». Его хозяйка Аэлита Ахметсалимова на собственные средства приобрела восемь фотоловушек и установила их в местах обитания животных. Она полна надежд, что хоть одна из них, наряду с фото кабанов, медведей, архаров и косуль, однажды запечатлит гордого снежного барса. А то, что он обитает в этих местах, у нее нет сомнения.

– Барс приходит к нам за косулями, – говорит Аэлита. – Его видели наши егеря в 2014 и 2015 годах. Один из них, Марат Тергентаев, встретил у ледника Музтау самку барса с двумя детенышами. Однажды я сама была свидетелем того, как охотники, гнавшиеся за косулей в урочище Сарталогай, вдруг заметили промелькнувшую вдали снежную кошку. Конечно, сфотографировать ее в этот момент никто не успел, но все участники неординарного события были рады, что им хотя бы так удалось увидеть неуловимого зверя.

Людмила Рябцовская

Еще новости

Back to top button