Северный ветер на восточных просторах
В Восточном Казахстане прошли Дни культуры Северо-Казахстанской области. Члены делегации – руководители предприятий, фермерских хозяйств, бизнес-структур Северного Казахстана – побывали на промышленных, сельскохозяйственных и торговых площадках Восточно-Казахстанской области.
Заключительным аккордом стал гала-концерт с участием солистов и творческих коллективов Северо-Казахстанской филармонии на сцене Восточно-Казахстанского областного драматического театра.
Каким же останется в памяти жителей Восточного Казахстана край белых берез и соленых озер – так в народе называют Северный Казахстан. Всего на территории области насчитывается до трех тысяч озер, 10 процентов из которых – соленые. Познакомиться с новым регионом помогла экспозиция, представленная в холле театра.
Земля Ботая
Для заведующей фондами историко-краеведческого музея Петропавловска Натальи Тулиновой приезд в Усть-Каменогорск отмечен возможностью перевоплощения в образ ботайки. Женщина в стилизованной одежде периода Андроновской культуры на зернотерке перетирает пшеницу способом «камень о камень». Так в древности получали муку.
Сотрудник музея Антон Потовский, также переодетый в костюм ботайца, демонстрирует работу на сверлильном станке. В качестве доказательства трудоемкого процесса представлены каменные диски с отверстиями самых разных размеров, которые имели практическое хозяйственное предназначение. Несложно представить, что на сверление одного камня могло уходить до нескольких месяцев. Так, размеренно, с долей повышенного риска пробивала путь в будущее Цивилизация…
Поселение Ботай, открытое в Северо-Казахстанской области в 1980 году, является древним памятником культуры и датируется IV-III тыс. до н.э. Расположено на правом берегу реки Иман-Бурлук и занимает площадь около 15 га. До настоящего времени ученым удалось освободить из
«археологического плена» около 100 жилищ, не в полноценном формате, лишь очертания, но уже по ним можно судить о степени развития людей периода Энеолита. В целом, по мнению ученых, культурный слой может скрывать свыше 300 землянок, имеющих округлую или многоугольную форму, закрепленных костями животных, утепленных шкурами и дерном, с открытой крышей для дыма, отдаленно напоминающих будущую спутницу кочевников – юрту. Полы застилались циновками и шкурами. Ботайская землянка лепилась из глины, кусками. Таким же способом сооружали ограждения и соединения между землянками и другими, в том числе, культовыми помещениями. Производственные мастерские по обработке камня, дерева, кости, шкур животных, изготовлению керамической посуды располагались на берегу реки. Предположительно, ботайцам было известно колесо. Поселения формировались на расстоянии 150-200 километров друг от друга для возможности отгона на пастбища табунов лошадей. Интересны «ямы-консервы» для хранения мясных запасов. В яму глубиной до метра укладывали части туши лошади, накрывали глиной и шкурами животных. На поверхности разводили костер, горевший до тех пор, пока не выгорал весь кислород в яме. Без доступа воздуха мясо могло храниться долго.
Из глубины веков
Раскопками в конце 70-х – начале 80-х годов руководил профессор археологии из Кокчетавского университета Виктор Зайберт. Это ему принадлежит идея, всколыхнувшая мировую науку и позволившая отечественной археологии заявить о себе на весь мир. Именно тогда выдвинутая гипотеза о раннем развитии коневодства Евразии на территории современного Казахстана получила подтверждение в виде найденных сотен тысяч костей животных, из которых от 65 до 99 процентов составляли кости лошадей. В керамических сосудах ботайцев были обнаружены остатки кобыльего молока.
– По соотношению изотопов углерода и водорода ученым удалось обнаружить продукты разложения молекул жирных кислот, характерных для конского молока, – рассказывает заместитель директора Северо-Казахстанского историко-краеведческого, ландшафтного музея-заповедника Еркен Шалкенов. – Очевидно, что всемирно известная казахская традиция сбраживания конского молока в слабоалкогольный напиток кумыс уходит своими корнями к самым первым этапам одомашнивания лошадей. Важным доказательством приручения лошади являются и характерные следы удил на коренных зубах животных. Именно носители ботайской культуры освоили езду верхом с целью охоты, одними из первых на планете приручили диких лошадей. Животное стало основным источником мясной и молочной пищи. Приручение лошадей радикально изменило ход мировой истории, обеспечило развитие новых ремесел, изменило облик сельского хозяйства и военного дела. И только спустя тысячелетие были приручены козы, овцы и коровы, ставшие дополнением к уже сложившемуся древнему экономическому укладу, основанному на лошадях.
В привезенной в Усть-Каменогорск экспозиции представлены череп лошади, охотничий инвентарь – ядра и кремневые наконечники копий, каменные диски, использовавшиеся в кожевенном деле, обработке кости и дерева.
Особое место отведено ритуальным артефактам – фалангам лошади с гравировкой. Всего их было найдено на месте поселения около 40 штук. Но что самое загадочное – ни один орнамент не повторяется. Какую же информацию пытались зашифровать будущим поколениям древние ботайцы?
– Как история не терпит сослагательного наклонения, так же археология вместо утвердительного ответа имеет право лишь на версии. В фаланговых рисунках может храниться информация о мастере, событии, героях, самой лошади, легендах, связанных с этими уникальными животными, и многое другое. Рисунки на фалангах могли представлять в период Андроновской культуры то же, чем был папирус для древних египтян, береста – для славянских племен. Но это всего лишь версии, – говорит Е. Шалкенов.
В числе загадок Ботая – захоронение древних людей. Как это происходило, до сих пор не ясно. В музее хранится череп древнего ботайца. В нем были обнаружены два просверленных отверстия, сделанные в возрасте примерно 14-16 лет. После этого человек прожил еще 20-25 лет. Одни ученые предполагают, что это была своего рода хирургическая операция, сделанная виртуозно (мозг не задет), если учесть, какие инструменты использовались. Но откуда такие познания в области анатомии человека? Недуг мог стать причиной бреда и неадекватного поведения ботайца и его причислили к шаманам, жрецам, святым. Захоронен он был у входа в жилище, по всей видимости, как бы для защиты благополучия дома.
Уникальность Ботая и его историческая ценность с годами только прибавляет дивиденды древнему поселению. Наша задача – сохранить для потомков культурное, историческое наследие Великой Степи.
До 2020 года на территории поселения планируется создание музея «Ботай» республиканского значения с научно-исследовательской лабораторией, лечебно-оздоровительным центром, манежем, ипподромом, культовыми и погребальными сооружениями древних эпох.
Поклон от Аблайхана
Отдельное место в экспозиции отдано истории ханства Аблайхана Абильмансура. Абылай стал ханом, когда ему было всего лишь 20 лет. За годы правления показал себя как мудрый политик, дальновидный дипломат, талантливый полководец. Свою задачу он видел в укреплении государства, проявляя чудеса дипломатии в общении с такими крупными соседями, как Россия и Китай. Благодаря масштабной деятельности этого великого хана казахский народ сумел сохранить свое национальное самосознание, обычаи, историю и культуру.
В 2005 году музей-резиденцию «Аблайхан» открыл Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ.
В начале 2000-х годов строительство областной мечети и православного храма Вознесения Господня в Петропавловске проходило одновременно и вылилось в поистине народную стройку. Так жители области и города показали свое стремление жить в толерантности и согласии, проявляя уважительное отношение к местам духовности и веры. Для тысяч русских, немцев, татар, украинцев, белорусов, корейцев, чеченцев, евреев, поляков и многих других народов, как и для самих казахов, Северный Казахстан стал родной гаванью – мирной и счастливой.
Долетевший в июне 2016 года до восточных просторов ветер принес в разноликий Рудный Алтай свежесть севера и привкус соленых озер…