Экономика

Сельская глубинка начинает просыпаться

Очередное заседание областного координационного совета по форсированному индустриально-инновационному развитию Восточно-Казахстанской области было посвящено вопросам актуализации (уточнения и дополнения) региональной индустриальной карты.

Сельская глубинка начинает просыпатьсяАким Восточного Казахстана Бердыбек САПАРБАЕВ не единожды говорил о том, что не все районы и города участвуют в индустриальном развитии региона. Похоже, эти слова были услышаны акимами, и восточно-казахстанская сельская глубинка начинает просыпаться.

Такой вывод можно сделать в связи с тем, что в этот раз на координационный совет был представлен 21 инвестиционный проект из девяти районов и городов области на общую сумму 34,5 млрд тенге. В том числе по три проекта представили Усть-Каменогорск и Бородулихинский район, по два – Зайсанский, Катон-Карагайский, Кокпектинский, Курчумский и Шемонаихинский районы, по одному – Риддер, Абайский, Глубоковский, Зыряновский и Урджарский районы.

Тематика проектов разная: ТОО «Дерикар» из Абайского района предлагает организовать глубокую и безотходную переработку шерсти, крестьянские хозяйства Бородулихинского района – создать два племенных репродуктора на базе ТОО «Сахновское» и ТОО «Лазарев и К», а также расширить мощности молочно-товарной фермы в крестьянском хозяйстве «Новая Заря». Глубоковцы нацеливаются на комплексную переработку древесины с выпуском фанерного листа, кокпектинцы и катонкарагайцы – на переработку молочной продукции, курчумцы планируют освоить выпуск кумыса, а зыряновцы (как, впрочем, и катон-карагайские предприниматели из ТОО «Рахмановские ключи») по-прежнему делают упор на развитии туристического кластера.

Есть и чисто индустриальные проекты. Это строительство магистрального газопровода «Сарыбулак-Майкапчагай» в Зайсанском районе, модернизация и расширение завода ЖБИ – здесь же, диверсификация производства горнодобывающего предприятия «Восток-ЭнергоИндустрия» в Риддере, строительство асфальтного завода в Шемонаихе, а также три усть-каменогорских промышленных проекта, в числе которых расширение мощностей конденсаторного завода, реконструкция производства по выпуску гибкой упаковки и организация выпуска лекарственного препарата «тагансорбент». Хотя последний проект, по мнению акима области, еще сырой – не до конца продуманы источники финансирования и с документацией не все в порядке.

В принципе, большинство проектов особых возражений и замечаний со стороны членов координационного совета не вызвали, рекомендовано доработать проект катонкарагайцев по новому строительству санаториев и трехзвездочного отеля в районе «Рахмановских ключей» и проект крестьянского хозяйства «Елдар» (переработка кобыльего молока), где не до конца сформирован пакет документов и нет окончательной ясности с финансированием.

При рассмотрении зайсанского проекта (строительство магистрального газопровода) неожиданно возникли вопросы к руководителям Усть-Каменогорска.

– Поскольку газовый проект весьма перспективный, – отметил Бердыбек САПАРБАЕВ, – необходимо уже сейчас продумать вопрос использования зайсанского газа на производстве и в быту. Не только в самом Зайсане, но и в других районах, а также в областном центре и Семее. Это, естественно, только в том случае, если цена кубометра газа будет не выше стоимости тонны угля. В этой связи, планируется ли в Усть-Каменогорске перевод автотранспорта с бензина на газ?

Присутствовавший на совещании заместитель акима Усть-Каменогорска Владимир Головатюк ответил на этот вопрос уклончиво. Мол, вплотную этим вопросом мы пока не занимались, но по предварительным прикидкам, использование газа вместо бензина и дизтоплива нецелесообразно.

По мнению главы региона, это не ответ, а отговорка.

– Вы еще ничего не сделали в этом плане, – заметил по этому поводу Бердыбек САПАРБАЕВ, – не поговорили с перевозчиками, не посоветовались с экологами, не просчитали все «плюсы» и «минусы», а беретесь утверждать, что использование газа невыгодно. Так дело не пойдет. С таким равнодушием и пассивностью нам никогда не улучшить экологическую обстановку в городе, а ведь вклад автотранспорта в загрязнение окружающей среды огромен, и переход автомобилей на газовое топливо мог бы значительно улучшить экологию областного центра.

В заключение заседания координационного совета аким области обратил внимание его участников на дальнейшую работу в плане индустриального развития региона.

– Хорошо, что у нас прибавилось проектов из сельской глубинки, – отметил он. – Это отрадный факт. Тенденцию эту нужно продолжить. Все утвержденные ныне проекты для Восточного Казахстана очень важны, но их ценность для региона нужно еще доказать на заседании республиканского совета по ФИИР. Ну а потом довести их до ума, запустить на полную мощность и начинать работать над новыми проектами. В том числе в тех городах и районах, которые пока в Карте индустриализации представлены скромно.

Владимир Минченко

Еще новости

Back to top button