Общество

Самая мужская профессия

Самая мужская профессия

Пилот вертолета – профессия востребованная, но, как это ни странно звучит, исчезающая. С каждым годом желающих летать на винтокрылых машинах становится все меньше, а вместо молодых асов за штурвал вынуждены садиться даже военные пенсионеры.
О проблемах отрасли нашему корреспонденту рассказал пилот-инструктор авиаотряда ВКО Андрей Будников.

– Почему возник дефицит кадров и где можно выучиться на пилота вертолета?

– Дело в том, что на территории Казахстана вертолетчиков не готовят. Есть отделение в Актобе, но там учат только военных вертолетчиков. Два года назад открыли факультет при Академии гражданской авиации на базе компании «Скай сервис» на шесть человек. Но что такое это количество для Казахстана? Это ничего! Тем более, не известно, кто из этих шестерых будет работать по специальности, а кто – нет. С уверенностью можно сказать, что во всех крупных казахстанских компаниях на данный момент нет вертолетных кадров, это настоящий дефицит.

Если брать для примера соседнюю Россию, то у них успешно действует летно-технический колледж в Омске. Там готовят приличное количество курсантов, и все они учатся на грантах. Потому что обучение по этой профессии очень дорого стоит, цифры расходов получаются очень большие. Но по-другому – никак. Получается, что в России такой проблемы с кадрами нет. А у нас, наоборот, есть, к тому же мы переходим в последнее время на европейские стандарты и правила. А в них четко прописано, что, согласно приложению номер один, обучение самолетчиков и вертолетчиков нельзя совмещать, эти группы должны учиться отдельно.

Кстати, в то же советское время было намного проще. К примеру, я самолетчик – летал 8 лет на самолете. Потом прошел переобучение на вертолет в Алматы, потом пять часов аэродромной тренировки и все – вторым пилотом уже полетел на вертолете.

Сейчас это усложнили до такой степени, что если человек имеет самолетный навык, но мечтает пересесть на вертолет, ему сначала нужно пройти переподготовку, а потом еще 150 часов отлетать, то есть начать буквально с нуля. Поэтому раньше нехватку вертолетчиков компенсировали пилотами самолетов. Их брали, переучивали, а теперь это невозможно. Единственный источник пополнения кадров сегодня – это военные пенсионеры. Но их тоже очень мало, да и возраст, сами понимаете…

– Можно ли как-то наладить обучение или переподготовку на базе нашего Усть-Каменогорского вертолетного отряда?

– Да. Эту работу мы начали три года назад. Комитет гражданской авиации пошел нам навстречу. Благодаря этому у нас, в Усть-Каменогорске, открыт учебно-авиационный центр совместно с Уральским училищем гражданской авиации. На данном этапе мы только проводим переподготовку летного состава. Это переучивание на новую технику, к примеру, с самолета на вертолет. Но первоначальной подготовкой мы не можем заниматься из-за финансовых проблем. Допустим, 150 часов надо отлетать курсанту на вертолете. Один час на МИ-2 стоит 350 тысяч. Умножаем 350 на 150 – получается около 50 млн. У какого человека будут такие деньги?

– Какой выход вы предлагаете в этой ситуации?

– Гранты у нас в Казахстане выделяют только на подготовку пилотов самолетов, которых уже столько, что они пополняют толпу безработных . И в «Скате», и в «Эйр Астане» – полный комплект, так что эти кадры не востребованы. А вот именно вертолетчиков катастрофически не хватает. Несмотря на это, государство продолжает спонсировать подготовку пилотов самолетов. В этом году мы планируем выйти с предложением к Правительству, чтобы выделили хотя бы 25-30 грантов для вертолетчиков.

– Какой довод можно привести высоким чинам, чтобы они пересмотрели свое отношение к проблеме с нехваткой кадров?

– Я всегда, на всех совещаниях говорю: почему такое отношение к нам? Да, коммерческие перевозки – это престижно, выгодно, это деньги. На вертолете больших денег не заработаешь, но это стратегическая безопасность нашей страны, и про это забывать нельзя. Это и санавиация, когда в мороз, пургу, буран мы летим к больному. Это и какая-то чрезвычайная ситуация, когда к месту не может подобраться другая техника, а людей нужно эвакуировать и спасать.

– Как я понял, пока результаты вашего центра довольно скромные, но все же, чего удалось добиться?

– В данный момент мы никого не переучиваем. В декабре закончили переподготовку специалистов на МИ-2, МИ-8, переобучили авиационно-технический персонал. Своих трех пилотов на Ми-2 мы тоже переобучили, причем за свой счет. Даже самая простейшая переподготовка обходится в два млн тенге. Для маленьких вертолетных компаний это очень большие деньги.

Дмитрий Крюкович

Фото предоставлено Артмедиагрупп

Еще новости

Back to top button