Общество

С щепоткой колдовства

Заведующая художественно-постановочной частью русской труппы Восточно-Казахстанского областного драматического театра Ирина Сахарова отлично разбирается в технологии постановочного процесса, в том, какую краску или брус необходимо заказать, какая ткань дольше прослужит в костюмах и будет смотреться со сцены, не сливаясь с декорациями, а также во многих других тонкостях своего дела. Она постоянно следит за процессом, так как прекрасно знает, что качественные материалы для костюмов и декораций – это половина успеха в постановке спектакля.


…Буднее утро в драматическом театре. Час до начала репетиций. К приходу актёров технические цеха выставляют выгородку, свет, готовят реквизит.


В этот момент в кабинет завпоста врывается художник-постановщик Шота Чоговадзе.


– Пенопласт-то мы заказали, а пену кто бы вспомнил? – с горечью говорит он.


– Я заказала! – невозмутимо, с улыбкой, отвечает ему хозяйка кабинета.


– Что бы я без Вас делал! – благодарит художник.


Приблизительно так, с небольшой лишь разницей в посетителях – будь это монтировщик, реквизитор, гримёр или бутафор, – и начинается на протяжении вот уже двадцати лет рабочий день заведующей художественно-постановочной частью русского театра Ирины Сахаровой.


Составить смету расходов, координировать работу технических цехов, обеспечить их необходимым материалом во время подготовки нового спектакля и поддерживать в рабочем состоянии остальные постановки текущего репертуара – в этих и многих других важных обязанностях и заключается её ежедневный, в чем-то рутинный, в чём-то творческий труд, без которого она уже себя не мыслит.


ЭЛЕКТРОНЩИК, ШВЕЯ, СНАБЖЕНЕЦ И ЗАВПОСТ


Хотя изначально «сценарий» жизни Ирины Сахаровой выстраивался сугубо в технической плоскости. В 1986 году она с отличием окончила Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, а после работала на Комбинате шёлковых тканей инженером-электронщиком. Распад Союза, сокращение штата побудили женщину взглянуть на мир, свои планы и мечты по-иному, творчески.


Никогда прежде не сидевшая за швейной машинкой Ирина научилась шить. Заказы посыпались как из рога изобилия. Новая деятельность, семейные хлопоты и заботы затянули её на долгие годы.
– Однажды мне позвонила моя сестра, Надежда Яковлева, в тот момент заместитель директора областного драмтеатра, и сказала: «Что ты сидишь? Приходи к нам работать!» На тот момент в театре ввели новую должность – инженер по снабжению, – рассказывает Ирина Сахарова.


С увлечением и интересом она окунулась в незнакомую сферу. А опыт, смекалка, чутьё нарабатывались уже в процессе, под присмотром коллег, среди которых был и отличник культуры РК, художник-постановщик Николай Зинченко.


Ответственность Ирины Сахаровой, её хозяйский подход к делу, отзывчивость и умение быстро принимать решения в, казалось бы, безвыходных ситуациях вскоре заметили в театре. Через четыре года эти её качества оказались востребованными в должности заведующей художественно-постановочной частью.


Она хорошо разбирается в технологии постановочного процесса, в том, какую краску или брус необходимо заказать, какая ткань дольше прослужит в костюмах и будет смотреться со сцены, не сливаясь с декорациями, а также во многих других тонкостях. Ирина Сахарова постоянно следит за процессом, так как прекрасно знает, что качественные материалы для костюмов и декораций – это половина успеха в постановке спектакля.


– Закуп – весьма сложный и трудоёмкий процесс, – делится завпост. – С одной стороны, нам нужно уложиться в выделенную сумму, с другой – важно приобрести то, что устраивало бы всех. А такие специализированные товары, как театральная сетка и грим, и вовсе можно найти лишь в России.
За годы служения искусству у Ирины Сахаровой сформировалась внушительная база поставщиков – её слову доверяют, к её мнению прислушиваются. Её тонкий ум и деловая хватка упрощают работу снабженца и всех технических цехов.


ПРОВЕРКА НА ПРОЧНОСТЬ


Своеобразная проверка на прочность завпоста любого театра – это выезд на гастроли и фестивали. Если в стенах родного театра, где «всё схвачено», выйти из любой затруднительной ситуации удаётся на раз-два, то в чужом, на правах гостей, приходится подключать дополнительные ресурсы, чтобы с наименьшими потерями провести спектакль.


– На фестивале в Кокшетау по стечению обстоятельств получилось так, что после выступления коллег из Семея мы не успевали по времени разгрузить и смонтировать декорации. Был слишком короткий перерыв. Возник риск задержки спектакля, что, конечно, не самым лучшим образом сказалось бы на репутации нашего театра. И тогда я нашла людей, договорилась, нам специально освободили склад, чтобы мы могли заранее разгрузиться. И труппа выступила вовремя, – вспоминает Ирина Сахарова.


В основном, по её словам, на выездах выручает театральное братство.
К примеру, не всегда есть возможность перевезти объёмные и громоздкие декорации, – тогда и приходится обращаться к коллегам за помощью.


– На фестиваль в Брест мы летели на самолёте. Что могли уместить в дорожные сумки и чемоданы, то взяли. Всё остальное – ширмы, лавочки, брёвна – нам предоставили в местном театре, – делится зав-пост.


НА СВОЁМ МЕСТЕ


Без профессионального участия или компетентного совета Ирины Сахаровой, пожалуй, не обходится ни одно крупное мероприятие в городе и регионе. Ежегодные ёлки, Наурыз мейрамы, День Победы – во всех праздничных акциях чувствуется её твердая рука и квалифицированный взгляд.


То, что жизнь однажды повернулась в нужное русло, в котором она смогла раскрыть свой потенциал, оказаться нужной, востребованной, незаменимой, на своём месте, подтверждают и многочисленные награды: благодарственные письма лауреатов Государственной премии РК Асанали Ашимова и Улыкбека Есдаулетова, акимов области и города, руководства Управления культуры, архивов и документации ВКО, юбилейная медаль по случаю 30-летия Конституции. А на недавно прошедшей церемонии награждения «Маска-2024» зав-пост была удостоена премии имени Рустема Есдаулетова.


КТО В ТЕАТРЕ ГЛАВНЫЙ?


Сколько существует спор о курице или яйце – что появилось первым, – пожалуй, столько же продолжаются в театральных кулуарах дискуссии, кто важнее – актёры или технические работники. У заведующей художественно-постановочной частью ответ на этот вопрос однозначен.


– Наша техника первой приходит в театр и последней покидает сцену. Успех любого спектакля, его художественный уровень во многом зависят от подготовленности и мастерства работников цехов.
Вместе с тем, чаще всего именно завпосту приходится решать вопрос с текучкой кадров. Художник-постановщик, гримёр-постижёр, художник по свету, художник по костюмам – «штучные» театральные профессии. Если кто-то по семейным или иным обстоятельствам выпадает из обоймы, найти этому сотруднику замену крайне сложно, почти невозможно.


Поэтому в Восточно-Казахстанском областном драматическом театре и предпринимается всё возможное, чтобы удержать людей, создать им достойные условия. Так, с недавнего времени сотрудникам технических цехов выплачивается доплата к основному окладу, внедрена система премиальных по сдаче нового спектакля. Такими небольшими шажками поднимается статус технических работников.


– Как-то в рамках обменных гастролей нашему театру посчастливилось выступать в Петропавловске. После заключительного вечернего спектакля хозяева из местного театра пригласили труппу на прощальный ужин. К всеобщему удивлению, за стол никто не садился до тех пор, пока монтировщики не закончили демонтаж декораций. Не только в таких случаях, но и всегда нужно помнить, что в театре, коллективе нет главных, все сообща работают во имя одной цели, – отмечает Ирина Сахарова.


СПЕКТАКЛЬ РОЖДАЕТСЯ…


Сейчас в русском театре помимо ежедневных репетиций текущих спектаклей идут приготовления к постановке новой сказки «Ничегошик» по пьесе В. Бурыличева.


– Мы уже закупили строительные материалы для декораций, ткани для костюмов. Работа в цехах кипит, – поделилась завпост.


Это значит, что всё будет выполнено, как обычно, в срок.
И театральное чудо снова свершится с щепоткой постановочного колдовства от Ирины Сахаровой.

Дарья Шавлева
Фото Дарья Шавлева

Еще новости

Back to top button