Культура

С чего начинается театр?

С чего начинается театр?

Свое трехлетие театр «Авангард» отметил постановкой мюзикла «Труп невесты». Воплощение идеи отняло немало сил и времени, но это того стоило. О становлении студии, актерском ремесле и режиссуре рассказал художественный руководитель Никита Дерябин.

С чего начинается театр?

По признанию Никиты, профессионального образования он не имеет. До того как открыл молодежную театр-студию, шесть лет играл на сцене Дворца молодежи в городе Семее. Заняв должность ассистента режиссера и не останавливаясь на достигнутом, он окончил курсы актерского мастерства и режиссуры в городе Новосибирске. Сейчас учится в ВКГУ им. С. Аманжолова по специальности «Журналистика», параллельно руководя студией «Авангард».

– Как скоро ваша задумка об открытии театра воплотилась в жизнь?

– На реализацию идеи ушло достаточно времени, пришлось обойти много инстанций, освоить нормативные документы. В целом, при поддержке преподавателей нашего вуза и проректора по воспитательной работе все получилось. Как ни странно в первый день репетиции в аудитории собралось больше 40 человек. Остались, конечно, не все, но именно эти люди положили начало «Авангарда».

– Что для вас в актере является самым важным?

– Из сорока осталось двенадцать, впоследствии это число возросло до шестнадцати. Именно эти люди стали первым актерским составом театра. В актере для меня самое важное – это желание, в самом широком смысле этого слова. Желание работать, развиваться, двигаться вперед, открывать в себе что-то новое. Актер, который остановился на месте и считает, что добился на сцене всего, – профессионально мертв.

– Кроме желания развиваться, есть ли какие-то базовые умения и навыки, которыми должен обладать будущий театрал?

– Навык всего один – уметь показать себя, все свои таланты и внутренний мир. Все остальное должен дать грамотный режиссер.

– С какими трудностями вы сталкивались при работе с людьми? И в целом, что должен уметь хороший режиссер для того, чтобы в итоге получить качественный творческий продукт?

– Самое трудное в человеке, особенно в начале пути, – доказать ему самому, что он талантлив. Очень часто талантливые актеры закрываются в себе и не верят в собственные силы. Как только «вскрываешь» эту скорлупу, на сцене появляется совершенно другой человек. А театральный режиссер, по моему мнению, это в первую очередь педагог. Ведь для того, чтобы грамотно донести до актера свою идею, концепцию роли и всю прочую информацию, нужен педагогический подход, тем более что наш театр молодежный, и в работе с подростками это важный момент.

– Последней работой вашей труппы был мюзикл «Труп невесты», что натолкнуло вас сделать именно эту постановку?

– «Труп невесты» мною был выбран не случайно. Думаю, это в первую очередь был вызов себе, смогу ли я сделать нечто подобное.

Мюзикл – очень сложный жанр, со своими строгими законами, однако у нас в итоге получился достойный результат, может, это и не был мюзикл в широком смысле этого слова, но мы сумели передать атмосферу жанра и самого спектакля. Это было видно по отзывам зрителей, их реакции на нашу работу во время спектакля.

– Как выбирались спектакли, где главные роли будут исполнять актеры из молодежного театра?

– Выбор материала тоже дело нелегкое, нужно исходить из собственных возможностей и возможностей актёров, учитывать уровень сложности материала.
В основном я подбираю материал, в котором заложена скрытая идея, которую в процессе работы обнаруживают актеры и доносят это до зрителя уже в своем понимании.

Нередки случаи, когда сюжет и сценарий менялся по несколько раз в процессе работы над спектаклем, потому что актеры, улавливая основную мысль,
дополняли ее, делали интереснее. А что касается ролей, то главных ролей у нас нет. Потому что каждый актер на площадке главный, просто кто-то
работает на переднем плане, кто-то – на заднем, но все они главные, хотя бы потому, что отдают себя сцене и искусству в целом.

– То есть в выборе конкретной постановки есть педагогический момент?

– Да, безусловно, нельзя ведь набрать молодых и талантливых ребят, нарядить в костюмы, дать в руки текст и вытолкнуть на сцену со словами «Сегодня играем Шекспира, вперёд!» Необходимо вводить их в курс дела постепенно, тут и вступает в силу педагогика.

– Мы поговорили о вашем деле, теперь о зрителях. С какими мыслями человек должен выйти со спектакля?

– Со спектакля человек должен уйти в худшем случае просто довольным, а в лучшем – одухотворенным. Ведь для этого мы и работаем, чтобы наполнить человека духовно. Не важно, играем мы комедию или драму, везде заложен тот необходимый каждому человеку смысл, который нужно разглядеть.

– Что для вас важнее? Самовыражение или любовь зрителя?

– Самовыражение в театре не главное, да и любовь зрителя относительна. Хотя бы потому, что сегодня ты можешь блистать на сцене в роли героя-любовника и зал трижды вызовет тебя на поклон, завтра тебя могут и не вспомнить, ведь теперь ты работаешь в массовке и уже не так интересен, ведь возможностей показать себя гораздо меньше.

– Дайте небольшое напутствие зрителю и начинающему актеру. Что нужно усвоить человеку, чтобы спектакли не казались ему скучными?

– И зрителю, и особенно актеру я хочу сказать: смотрите. Смотрите глубже, в самую суть вещей, которые кажутся обыденными и неинтересными. Везде можно увидеть что-то завораживающее, главное – захотеть. Но если для актера это основа профессии, то для зрителя это очень важный навык – уметь увидеть то, что скрыто в самой сути спектакля.

– Назовите три свои самые любимые театральные постановки.

– «Похороните меня за плинтусом» МХТ им. Чехова, «Монте-Кристо» Московской оперетты, «Леди Макбет» театра на Фонтанке.

– И напоследок, считаете ли вы свою театральную деятельность хобби?

– Хобби, по моему мнению, – это просто занятие для души, когда ты по-настоящему болеешь своим делом и отдаешь себя ему полностью – тогда понимаешь, что это дело всей жизни.

Со мной так и получилось.

Ануар Тюлюбаев

Еще новости

Back to top button