Экономика

Рывок в развитии

Из 53 проектов, реализуемых в Восточно-Казахстанской области в рамках программы форсированного индустриально-инновационного развития, 14 проектов на общую сумму 21,7 миллиарда тенге были осуществлены на территории Семея.

Рывок в развитииУже в этом году в регионе планируется приступить к внедрению еще трех проектов, связанных с развитием разных отраслей промышленности.

По словам заместителя руководителя местного отдела предпринимательства Бауыржана Юсупова, программу форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) в регионе одним из первых в стране начал поддерживать проект ТОО «EAST INDUSTRY COMPANY Ltd» по производству силовых и контрольных кабелей. Он был реализован по инструменту лизингового финансирования через АО «БРК-Лизинг». Это было в 2010 году, когда произвели первый запуск промышленных предприятий во всех уголках Казахстана с участием Президента страны Нурсултана НАЗАРБАЕВА.

С тех пор еще множество перспективных проектов стали работать на развитие экономики и промышленного потенциала семейского региона. К примеру, в рамках программы «Производительность-2020» фармкомпания «Ромат» получила возмещение расходов в сумме 125 миллионов тенге по проведению экспертизы комплексного плана инвестиционного проекта «Модернизация производства по выпуску гематогена». Сразу по двум проектам ТОО «КХ «Игеру» власти города на безвозмездной основе выделили земельные участки в индустриальной зоне «Өндiрiс». Кроме того, к каждому из заводов за счёт государства были подведены подъездные пути. Сейчас строится дорога к макаронной фабрике ТОО «Семипалатинский комбинат продуктов питания».

В рамках программы «Дорожная карта бизнеса-2020» получены кредиты и субсидирована часть процентных ставок ТОО «Сэт Транс» по организации комбината индустриального строительства в Семее и ТОО «Восток бройлер» («Семей кус») по перепрофилированию предприятия с яичного направления на производство мяса птицы.

Для поддержки реализации крупного проекта по реконструкции кожевенного производства на базе ТОО «Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат» в 2012 году, по распоряжению акима области Бердыбека САПАРБАЕВА, было выделено 200 миллионов тенге для открытия во всех районах сервисно-заготовительных центров, занимающихся закупом сырья для изготовления кожи.

Три кита индустриализации

В 2013 году в областную Карту индустриализации включены три новых семейских проекта, общей стоимостью 1,8 млрд тенге. Один из них позволит реализовать в регионе программу «Доступное жилье». Проект связан со строительством и запуском в производство комбината индустриального строительства с производственной мощностью 13 тысяч тонн железобетонных изделий в год. Общая стоимость проекта оценивается в 1 млрд 81 млн тенге, для его реализации на комбинате создаются 40 рабочих мест. Выход на полную проектную мощность предприятия планируется в 2014 году и в перспективе увеличит выпуск промышленной продукции города до 1 млрд тенге в год.

Вторым, не менее интересным проектом станет строительство фабрики по производству строительных перчаток ТОО «Технология Комфорта», с производственной мощностью 6 млн пар в год. Здесь стоимость проекта составляет 500 млн тенге. Проект рассчитан до 2014 года, в его рамках будет создано до ста новых рабочих мест.

Завершает тройку новичков программы ФИИР в Семее проект по строительству завода по расширению производства «Тонкомолотых наполнителей (ТМН)», разработанный ТОО «Аlinа Рго» с производственной мощностью 36 тысяч тонн в год. Этот проект уже вышел на финишную прямую, так как уже к концу лета завод будет сдан в эксплуатацию.

Как отметил Бауыржан Юсупов, за 2010-2012 годы в Семее в целом было реализовано семь проектов на сумму более 8,8 млрд тенге, в результате реализации которых создано около 500 новых рабочих мест. Кроме того, введено в эксплуатацию 5 объектов промышленного и сельскохозяйственного назначения: запущено производство силовых и контрольных кабелей, тормозных колодок для передвижного железнодорожного состава, макаронных изделий и мяса птицы бройлеров, построено овощехранилище. Проведена модернизация производства на двух предприятиях, что позволило расширить ассортимент выпускаемой продукции в машиностроении за счет сборки новой модели трактора «Беларус-3022ДЦ. 1», а в легкой промышленности освоить выпуск полуфабриката хромового дубления «Wet blue», экспортоориентированной продукции «Crust», «Bycust» и гидрофобной кожи.

Из шести введенных в 2010-2011 годах проектов, два предприятия уже вышли на 100-процентую проектную мощность: это ТОО «Семипалатинский комбинат продуктов питания» по производству короткорезанных макарон «Тамаша» и ТОО «Агрофирма «Приречное», построившее овощехранилища емкостью 4 тысячи тонн. Сейчас в Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан уже направлены предложения об исключении этих проектов из Карты индустриализации, как стабильно работающие предприятия.

Дефицит на покупателей

Вместе с тем, в Семее есть несколько предприятий, которые могут работать на полную мощность, но недостаток заказов не позволяет им сделать новый рывок в развитии. К примеру, по проекту ТОО «СемАЗ» мощности по производству трактора «Беларус-3022ДЦ. 1» загружены лишь на треть. С начала реализации проекта произведено всего 15 тракторов этой модели на сумму 300 млн тенге. При этом реализовано потребителям всего лишь пять. Дальнейшее производство данной модели трактора зависит от спроса.

Еще тревожней ситуация, сложившаяся в ТОО «EAST INDUSTRY COMPANY Ltd», где мощности по производству силовых и контрольных кабелей загружены на 10%. За первые пять месяцев 2013 года предприятием произведено 240 километров кабельно-проводниковой продукции на общую сумму 11,5 млн тенге. При наличии гарантированных заказов предприятие имеет возможность работать на полную мощность.

Очень сложная ситуация сложилась вокруг двух крупных проектов Карты индустриализации ВКО, реализуемых в Семее. Несмотря на поддержку государства и усилия самих предпринимателей, на этих предприятиях в текущем году так и не было начато производство продукции. Одно из них, вызывающее серьезную тревогу, – завод по производству тормозных колодок для подвижного железнодорожного состава ТОО «КХ «Игеру». До сих пор массовое производство здесь не запущено из-за отсутствия технологической и технической документации, а также сертификатов соответствия.

Для этих целей в августе 2012 года между руководством завода и ТОО «Конструкторское бюро транспортного машиностроения» был заключен договор на разработку композиционной смеси, изготовления модели тормозной колодки, проведение испытаний и в дальнейшем – получение необходимой документации. Однако результатов работы исполнителей заказа пока не видно. В итоге предприятие простаивает без дела. Кстати, сейчас ведутся переговоры с АО «Азия Авто» о производстве автомобильных тормозных колодок для нужд автосборочного завода. Возможно, этот проект сдвинет завод с мертвой точки.

В течение ряда лет не находит решения проблема, связанная с завершением реализации крупномасштабного проекта ТОО «Семипалатинский кожевенно-меховой комбинат» по реконструкции кожевенного производства.

По ряду объективных причин производство остановлено. Вот уже в течение полугода несколько министерств и ведомств республики разрабатывают программу реабилитации производства и поиска инвестора, готового вложить средства в развитие кожевенного производства в Семее. В настоящее время отрабатывается вопрос по дальнейшему финансированию проекта инвесторами из Турции.

В 2011 году руководство ТОО «КХ «Игеру» планировало запустить еще один завод по утилизации и переработке изношенных транспортных шин в резиновую крошку различных фракций с использованием передовых технологий. С начала реализации проекта было вложено инвестиций на сумму 92 млн тенге, за счет которых подведена инфраструктура и построен производственный корпус в индустриальной зоне развития бизнеса «Өндiрiс». Даже была осуществлена пред-оплата в адрес производителя оборудования на 12 млн тенге. В Германии изготовлено и подготовлено к отправке технологическое оборудование по активации резинового гранулята. Однако выкупить оборудование предприятию пока не под силу: не хватает собственных средств. А банки второго уровня не выделяют кредиты из-за узкой специализации приобретаемого оборудования, что, по их мнению, увеличивает долю риска финансирования. В настоящее время вопрос финансирования проекта находится на стадии рассмотрения Европейскими институтами финансирования, поскольку это направление производства в Европе широко распространено.

Екатерина Гуляева

Семей

Еще новости

Back to top button