Общество

Рождение новой семьи

В Усть-Каменогорске в этнодеревне Левобережного комплекса в минувшую пятницу произошло удивительное событие – свадебный обряд по старинному казахскому обычаю.

 Рождение новой семьиВпрочем, свадьбы в национальных традициях народов, населяющих наш край, проводятся здесь ежемесячно. Действующие лица в них – реальные пары, их родственники и друзья.

Режиссер Любовь Лазарева в рамках пропаганды народных обычаев наладила связь с городским загсом. Представитель общества женщин-мусульманок Шолпан Тогузова работает над тем, чтобы перед ритуалом бракосочетания молодые пары проходили специальный курс по семейным национальным традициям. Этнографический музей тесно сотрудничает с Домом дружбы. И на это торжество была приглашена женская вокальная группа «Ак ниет», исполнившая фольклорные обрядовые свадебные песни.

Прекрасная исполнительница Майра Мурсалимова, поэтесса Айгуль Жаниярова и другие более десяти лет отдают тепло своего сердца и душ воспитанию молодых в духе народных обычаев.

Время летит стремительно, многое из сокровищницы культуры прошлого навсегда утрачено, поэтому цель подобных мероприятий –
сохранить традиции и обычаи предков, воспитать в душах людей чувство патриотизма и уважения к народным обрядам.

Издревле традиционно казахская свадьба состояла из нескольких этапов: предварительный сговор (кыз айттыру), сватовство (куда тусу), свидание жениха и невесты (кыз кашар), той в доме невесты, переезд молодой в дом мужа, празднование в ауле мужа. В этнодеревне в этот солнечный день проводился красивый и радостный обряд – беташар – открывание лица невесты. На голове красавицы-невесты возвышается драгоценный головной убор – саукеле.

Этот прекрасный образец национального искусства украшен рубинами, жемчугом, драгоценными камнями, золотыми и серебряными монетами. Его изготавливают из бархата, велюра, отделывают мехом норки, лисицы, вышивают бисером орнамент, верх венчает «уки» – пушистый пучок из перьев филина. Лицо юной келин покрыто вуалью. Саукеле – символ рубежа новой жизни, девушка смотрится в нем неповторимой и самобытной.

Жених, по традиции, одет лучше других парней: на нем нарядный чапан, сапоги на высоких каблуках. Высокая бархатная или парчовая шапка – «борик» оторочена дорогим мехом. Джигит впервые приводит молодую в дом родителей, сопровождают их самые благовоспитанные, учтивые снохи – женге.

Обычай этот уходит корнями далеко в старину, когда жених не мог видеть невесту до свадьбы, а родственники не имели представления о келин, вошедшей в их семью. Акын в стихах восхваляет красоту, статность и достоинства невесты. Певец знакомит новобрачную с новыми родственниками, просит ее поклониться каждому, домброй чуть приподнимает покрывало – девушка получает подарки за погляд – коримдик.

У порога юрты на молодоженов падает дождь из сладостей, баурсаков, денег, зерен пшеницы и лепестков роз, чтобы жизнь их была обильной, сытной, обеспеченной и прекрасной! Шашу – осыпание могут проводить лишь байбише – женщины пожилого возраста. Этот обряд особенно любят дети, с радостью кидаются они собирать дары. Но и взрослые не прочь подобрать конфету, ведь это приносит удачу.

В юрте свекровь поднимает фату и целует сноху с пожеланием ей счастья. Открывание лица сопровождается национальной песней-жыр, в которой даются советы, как стать примерной хозяйкой, любящей женой и заботливой матерью. Свадебное покрывало передается женщинам, они делят его между собой, а дома обвязывают его кусочком сосуд с кумысом, шубатом, чтобы кобылицы и верблюдицы приносили приплод, не были яловыми.

После свадебного тоя невеста снимает саукеле и надевает платок – с этой минуты она считается замужней женщиной.

Казахские традиционные обычаи и праздники поражают своей красочностью и смысловой наполненностью. Они отражают сущность казахского национального характера – открытого, гостеприимного, стремящегося жить в гармонии с окружающим миром. В полной мере эти замечательные черты находят свое отражение в свадебном обряде.

В пресс-релизе этнопарка по поводу данного события было обозначено: массовое мероприятие «Традиции предков – лицо народа». Но массовым назвать его вряд ли воможно. Случайных зрителей было немного, видимо, сказалось неудачно выбранное время – будний день, возможно, недостаточная реклама по оповещению населения.

А жаль! Яркие национальные костюмы, звонкий голос молодого акына Ермека Муратханова, красавицы-женге, фольклорный ансамбль самобытных певиц-байбише и главные виновники торжества – юная пара, вступающая в новую жизнь, – все располагало к прекрасному действу и зрелищу!

По поверью, существует связь между днем свадьбы и будущей судьбой новой семьи. Если в этот день стоит прекрасная погода, то и семейная жизнь будет счастливой. 14 июня 2013 года светило солнце, и небо было ясным. Пусть жизнь всех вступающих в брак будет светлой и доброй.

Евгения Минченко

Еще новости

Back to top button