Родные души, или Встреча одиночеств
На сцене Восточно-Казахстанского областного драматического театра имени Жамбыла состоялась премьера спектакля по одноименной пьесе А. Вампилова «Старший сын». Это лиричная комедия о нашем прошлом и настоящем. О родстве по духу, а не по крови.
По закоулкам человеческих сердец зрителей провел режиссер-постановщик театра Олег Маципуло.
Осенними вечерами в особенности начинаешь ощущать время. Суетное, торопливое, прагматичное, материальное.
Время, в котором отмерено катастрофически мало места разговорам по душам. В котором многие чувствуют себя затерявшимися в переулках, казалось бы, родного города в поиске человеческого тепла и понимания. Остался ли еще такой дом, где могут согреться наши сердца? Где тебя примут таким, какой ты есть – без фальши, вранья, шуток и масок? Где такие ценности, как доброта, щедрость и открытость воспринимаются не чудачеством, а мерилом нравственности?
Всерьез задуматься над этими вопросами и заставляет премьерный спектакль нашего театра «Старший сын».
После одноименного фильма 1976 года, в котором блистательно сыграли свои роли Евгений Леонов, Николай Караченцев, Михаил Боярский и Светлана Крючкова, в сценическое прочтение знаменитой вампиловской пьесы, казалось бы, нечего было добавить. Тем более что действие разворачивалось в 60-х годах, уже далеких от реалий нынешнего времени… Однако ни о какой исчерпанности, условности или неактуальности сюжета невозможно говорить после постановки Олега Маципуло. Здесь извечный конфликт отцов и детей. И мелодраматическая коллизия.
А также трагедия маленького человека, не сумевшего реализовать себя. Тема честности, порядочности и пронзительного одиночества.
Режиссер предельно аккуратен в работе с драматургическим материалом, достоверно до мелочей и деталей вопроизводит дух того времени.
Так, в декорациях художника-постановщика Кайсана Кадырбекова легко угадывается типовая хрущевская квартира, кухня с непременным атрибутом мебели – круглым столом, за которым обсуждались и решались все семейные проблемы. Из старенького музыкального проигрывателя неназойливо льются душевные шлягеры тех годов (музыкальное оформление Елены Мищенко).
Однако главный нерв спектакля заключается не в театральной реконструкции времени, не в ностальгии по прошлому. А в сильной, задевающей за живое игре актеров! «У людей толстая кожа, и пробить ее не так-то просто» – фраза Бусыгина звучит как вызов и нам, современникам.
В постановке Олега Маципуло нет главных и второстепенных ролей. Всем, прекрасно выписанным персонажам драматурга, он предоставляет право голоса. Даже безымянный сосед Сарафанова в исполнении Валерия Кошкина, не случайный прохожий, а один из типичных героев нашего времени – эдакий пенсионер, любопытство которого объясняется праздностью и скукой, а не искренним сочувствием и сопереживанием.
Кстати, по ходу театрального действия, всматриваясь в черты всех персонажей этой вампиловской пьесы, отмечаешь их схожесть с нами. Они живут среди нас. Мы их встречаем каждый день на улице, работе, в общественном транспорте… Но только лишь театральная сцена и актерское мастерство позволяют обратить на них внимание.
В спектакле впечатлила слаженная и талантливая игра всего актерского ансамбля: Владимира Муравицкого (Сарафанов), Игоря Снегирева (Бусыгин), Алексея Егорова (Сильва), Надежды Коровиной (Нина), Варвары Пак и Ирины Красиковой (Макарская), Сергея Засорина (Кудимов). Среди удачных актерских работ можно отметить также роль Васеньки – дебют Михаила Иванова, молодого артиста русской труппы театра. В его исполнении горячность, пылкость и наивность шестнадцатилетнего юноши выглядят весьма естественно и убедительно.
В целом, веришь, что такая невероятная история, как злая шутка приятелей Бусыгина и Сильвы, наивно принятая семейством Сарафановых за чистую монету, могла произойти когда угодно и где угодно. И дело даже не в ситуации. А в ее сути, которая сводится к словам того же самого Сарафанова: «Тех, кто живет с чистым сердцем, жизнь всегда утешит…».