Образование

Результат, адекватный потенциалу

Традиционное августовское совещание работников образования с участием сотен педагогов со всего региона прошло в областном Дворце школьников. В нем приняли участие не только непосредственно учителя, но и представители других структур, неправительственных организаций. Однако такая смена формата не изменила в корне тематику – проблемы у нашего образования все те же.

Результат, адекватный потенциалуНовый учебный год управление встречает с новым начальником. Частая смена руководства в этом ведомстве стала уже темой для шуток, мол, начальников по осени считают. Но, как отметил аким области Бердыбек САПАРБАЕВ, для этого есть очень веские основания. Главная из причин – резкое падение качества образования в наших школах. Вывод этот вытекает из множества обстоятельств, многие из которых могут быть предметом для обсуждения. Однако результаты ЕНТ, от которых отталкивается Министерство образования и науки при составлении рейтинга, не оставляют спорщикам шансов на победу.

Повторение пройденного материала

Аскар Нургазиев вступил в должность начальника областного управления образования всего несколько недель назад. Но и этого времени оказалось достаточно для подготовки детального анализа тех проблем, с которыми столкнулось современное образование, а главное – для предложения вариантов разрешения наиболее острых ситуаций.

Большинство из того, что он отметил в своем отчете, далеко не новость. Проблемы образования, как непрерывная цепочка, тянутся из года в год, обрастая новыми подробностями. Это касается качества кадрового состава современной школы, требований, предъявляемых современным обществом к системе образования и воспитания в целом, взаимодействия, а вернее его отсутствия, между семьей и школой. В этом году, как и в прошлом, подведение итогов стало больше похоже на шекспировскую повесть, которой нет печальнее. ЕНТ провалено, причем сокращается не только количество набранных баллов, но и количество самих выпускников. Качество знаний по предметам оставляет желать лучшего. В разрезе знаний учащихся по различным языкам, включая казахский и русский, область на десятом месте среди регионов республики, по гуманитарным предметам – на девятом, по точным наукам – также в конце таблицы. Только четверть претендентов на «Алтын белгi» подтвердили свои знания.

Глава региона отметил, что такие результаты для нашей области просто недопустимы. Действительно, имея огромный потенциал, многолетние традиции и ежегодно увеличивающееся финансирование, трудно найти оправдание такому фиаско. И искать его не стали.

– Объективно, созданы все условия, ежегодно возрастает финансирование, укрепляется материально-техническая база, но результаты неадекватны тому, что мы имеем, – сказал Аскар Нургазиев.

Объективных факторов нет. Среди субъективных названы отсутствие мотивации у педагогов, разрыв преемственности поколений, неравномерное разделение ответственности, увлеченность школьного руководства решением хозяйственных вопросов.

– Учитель – ключевая фигура в школьном образовании, – подчеркнул главный учитель области, – а что, если сам он деградирует?

Наконец начали признавать и нехватку кадров в системе образования, несмотря на то, что выпускников педагогических специальностей наши вузы поставляют, как горячие пирожки. Не хватает именно педагогов-новаторов, методистов, увлеченных своей работой. А те, кто поступил в педвуз, потому что больше никуда не взяли, не задерживаются в профессии, выбирая дороги полегче. Менеджмент в школах в среднем ниже всякой критики. Там, где директора годами сидят в своих креслах, стремительно снижается уровень знаний.

– Никто не говорит, что всех опытных руководителей нужно снимать с должностей, – сделал акцент Бердыбек САПАРБАЕВ. – Речь о тех, кто превратился в завхозов, перестал интересоваться, как работают учителя, соответствуют ли они занимаемым должностям. А для этого нужен четкий анализ, с учетом результатов работы за несколько лет.

Наши кони тихо едут…

До перехода на 12-летнее обучение осталось совсем немного времени. Уже в 2015 году новые стандарты вступят в силу. Но готовы ли наши учреждения образования принять все то, что предлагает новая система? Ответ неоднозначный.
Причем касается это всех аспектов, начиная от подушевого финансирования обучения, заканчивая методиками преподавания, предполагающими наличие современного компьютерного оборудования и доступа к широкоформатному интернету и качества новых учебников. Разобраться с некоторыми вопросами помогла депутат Мажилиса Парламента Светлана Ферхо, которая не понаслышке знает об особенностях региональной системы образования, а также активно участвует в законотворчестве относительно этой сферы. Она обратилась с просьбой к представителю комитета по контролю в сфере образования и науки МОН РН Темиргали Абильмажинову, который также принял участие в работе конференции, с просьбой более детально подходить к оценке качества образования, не делать заключений на основе только результатов ЕНТ. Она отметила, что в Восточном Казахстане много пилотных площадок, в том числе по внедрению профильных классов, программа обучения в которых сильно разнится с общеобразовательной. А значит, и оценивать их, используя обычные маркеры, неверно.

Темиргали Абильмажинов тоже знает область изнутри, в свое время он возглавлял Бородулихинский район. И потому отметил, что сегодняшние результаты – вовсе не показатель возможностей региона.

Его несколько удивило количество аварийных школ в регионе. Напомним, что на сегодняшний день их более 60.
– В 2009 году в области не было ни одной аварийной школы, – внес ясность Бердыбек САПАРБАЕВ. – Как только началось финансирование, аварийные школы стали выявляться акимами городов и районов, но это неправильный подход. Нужны четкие общереспубликанские критерии оценки, чтобы в этом вопросе была ясность.

Господин Абильмажинов подтвердил, что этот вопрос на контроле у Правительства, и вскоре будут разработаны правила, что позволит расставить все точки над «i».

Отсутствие или нехватка доступа к высокоскоростному интернету – тоже общереспубликанская проблема. Решить ее желательно к 2015 году, иначе новые технологии в образовании в рамках новой стратегии рискуют остаться лишь в отчетах. На деле же проводить он-лайн конференции и уроки пока невозможно. Особенно от этого страдают сельские школьники.

Не первый раз поднят вопрос о необходимости строительства интернатов, наряду с сохранением малокомплектных школ, особенно в населенных пунктах, где школа – единственный очаг культуры.

После школы

Система профессионального технического образования в ВКО подверглась серьезной реформе. Впервые в Казахстане наша область стала пилотной зоной по модернизации этой системы.

Проявились и первые результаты. Однако есть еще над чем поработать. И в первую очередь – избавиться от формального подхода. При обсуждении этой темы снова возникла просьба к МОН – готовить классификатор новых специальностей, которые просто необходимы на новых предприятиях, более оперативно, чтобы сузы могли немедленно приступать к подготовке специалистов, по первому запросу с производства.

Не обошлось на совещании и без разбора полетов. Как двоечникам у доски пришлось краснеть руководителям отделов образования Риддера, Шемонаихинского района и другим представителям цеха. Оправдания относительно снижения показателей те же – «дети уезжают в Россию, мы не в силах что-то сделать».

Большое внимание уделили участники конференции вопросам патриотического воспитания. Бердыбек САПАРБАЕВ критиковал педагогов за то, что многие мероприятия проводятся ради галочки. Меж тем заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения необходимо планомерно, изо дня в день.

По традиции, пленарная часть завершилась вручением наград лучшим представителям профессии. Сюрпризом этого года стал новенький автомобиль, врученный главой региона победителю областного конкурса на звание лучшего учителя 2013 года. Им стала преподаватель математики из Жарминского района Лариса Тогызбаева. Белая LADA – это не только символ победы, но и стимул, которого не хватало молодым учителям, чтобы стать лучшим.

– Главная задача на следующий учебный год – максимально использовать наш потенциал, – подвел итог Бердыбек
САПАРБАЕВ. – Восточно-Казахстанская область не должна быть в числе отстающих.

Ольга Шабалина

Еще новости

Back to top button