Общество

Режиссёр Татьяна Баева:«Классика чистит душу»

21 и 22 марта 2024 года восточно-казахстанских зрителей ожидает премьера спектакля «Дубровский. Начало…» Творческий подарок


к 225-летию А. С. Пушкина жителям региона готовит Восточно-Казахстанский областной драматический театр.


Прольёт ли спектакль свет на тайну незавершённого романа? И на какую публику рассчитана новая постановка?


Об этом и не только после закрытой сдачи спектакля рассказала режиссёр-постановщик, обладатель нагрудного знака «Отличник культуры» Республики Казахстан Татьяна Баева.

СЛОЖНО И ИНТЕРЕСНО


Спустя семнадцать лет Татьяна Николаевна возвращает восточно-казахстанских зрителей к бесценному литературному наследию Пушкина. Если в прошлый раз это были лирические повести Белкина – «Метель» и «Барышня-крестьянка», – то на сей раз знаменитый разбойничий роман «Дубровский». Как и прежде, выбор режиссёра пал на прозаическое произведение классика.
– Я больше люблю работать с прозой, поскольку она даёт мне возможность лучше понять персонажей, их характеры, поступки. Кроме того, если в пьесе я как режиссёр-постановщик зажата, то в прозе у меня больше пространства для фантазии, можно экспериментировать, – говорит Татьяна Баева. – Читая у Пушкина описания природы, места действия и пропуская их через собственное воображение, я однажды увидела, как это может быть реализовано на сцене. Конечно, не сразу. Отдельными фрагментами, символами. Было и сложно, и интересно.


– Со дня постановки спектакля «Играем Пушкина» изменилось ли Ваше отношение к творчеству классика русской литературы?


– Я по-прежнему люблю, очень понимаю и чувствую Пушкина. Для меня удовольствие работать с таким материалом.

– Адаптируя роман для сцены, Вы изменили многое?


– Нет, мои изменения коснулись лишь отдельных слов, фраз и некоторых сцен. Были сокращения.

ЗАГАДОЧНЫЙ РОМАН

Режиссёр Татьяна Баева:«Классика чистит душу»


Роман А. С. Пушкина «Дубровский» является одним из самых загадочных в его творчестве: произведение было не завершено, а название придумали друзья поэта.


– Многие считают, что у романа «Дубровский» нет финала, а стало быть, напрашивается продолжение истории, счастливая развязка. Вы разделяете такое мнение?


– Мы с актёрами рассуждали, почему роман производит впечатление неоконченного… Все люди существуют ради определённой цели. Первоначально единственной целью Владимира Дубровского была месть. Но после встречи с Машей любовь завладела сердцем молодого человека. А когда Дубровского лишили и этого чувства, что ещё ему оставалось делать? В этой истории для нас вполне всё ясно и логично. Вместе с тем, мы даём зрителям свободу развить тему кому как хочется.


– Кто для Вас Владимир Дубровский?


– Благородный, смелый, порядочный герой, для которого слово «честь» не пустой звук. Такого героя не хватает сегодня, очень сильно не хватает.

– Молодой исполнитель роли Дубровского и мнимого гувернёра Дефоржа изысканно говорит по-французски. У кого он брал уроки?


– У моей сестры, которая живёт во Франции. Я отправляла ей набранный текст, а она присылала мне аудиозапись с правильным произношением. Благодаря хорошей памяти Юра Миронов схватывал всё на лету.


– Сценография премьерного спектакля может вместиться в один чемодан, не считая грубых стульев и подвижных решёток. Это отсылка к тому, что происходящее на сцене вне рамок времени и пространства?


– Изначально я не хотела какой-либо определённой привязки к эпохе, месту действия. Для меня считалось важным другое – чтобы при отсутствии декораций каждая сцена, эпизод спектакля были действенными, эмоциональными, визуальными, смысловыми и ассоциативными.
Вместе с тем, был замысел создать ощущение ограниченности в чувствах, эмоциях, действиях. С помощью незамысловатых элементов сценографии этого удалось добиться.


– Все актёры у Вас от начала до конца спектакля находятся на сцене. Это ведь потрясающая нагрузка!


– И при этом каждый актёр играет в спектакле несколько ролей. В одном эпизоде он дворовый человек, в другом – чиновник, а в третьем – рассказчик, «читающий» авторский текст. Задача актёров – за короткое время в пластике, перевоплощении заставить зрителя включить фантазию, чтобы тот понимал, кто есть кто. Такая игра, на мой взгляд, интереснее для зрителя. Он не просто следит, наблюдает за сюжетом, а незаметно вовлекается в происходящее. Мне нравится ставить спектакли для думающего зрителя!
С другой стороны, персонажи Пушкина настолько объёмные, что самим актёрам они дают возможность лучше узнать себя, вырасти в мастерстве.
Кто уже прочёл роман, тот придёт на наш спектакль сопереживать, а кто ещё не успел познакомиться с произведением, тот полюбит главного героя и выберет сторону справедливости.


– Но у каждого героя Пушкина своё понимание справедливости. Что тогда должно быть ориентиром?


– Во время внезапного сумасшествия в суде Дубровский-старший восклицает: «Как не почитать церковь божию!» Не это ли ориентиры – божьи законы и заповеди?


– Спектакль яркий, динамичный, энергетически заряженный. Держит в напряжении, даже если ты знаком с произведением и знаешь, чем всё закончится. Нотки психологического триллера привносит потрясающее музыкальное оформление. Кто автор, если не секрет?


– Общую атмосферу спектакля создаёт музыка Шнитке. Композитор как будто бы писал для моего спектакля, а заведующая музыкальной частью Елена Мищенко нашла произведения и предложила. А тот эффект, о котором говорите Вы, создаёт музыка современного британского композитора и дирижёра Патрика Хоуза.


– На какую форму, жанр «ложится» премьерная постановка? Классический разбойничий роман?


– Скорее, драматические наброски, затрагивающие актуальные темы человеческих взаимоотношений, а также чести, достоинства, любви.

ПОРТФОЛИО


В режиссёрском портфолио Татьяны Баевой 34 спектакля для детей и взрослых. В числе писателей-классиков, попавших своими произведениями в фокус её внимания, в разные годы были
Н. Некрасов, Ф. Достоевский, А. Островский, М. Ауэзов, А. Пушкин.


– Кто-то говорит, что классика скучна и неинтересна, кто-то по-современному интерпретирует её. За что Вы любите классику?


– Классика не может быть устаревшей. Великие русские писатели, драматурги Александр Островский, Антон Чехов, Иван Тургенев так тщательно прописывали образы, характеры. Там есть что играть: конфликт, коллизии.


И к тому же классика, как пылесос, чистит душу!

Дарья Шавлева

Фото автора

Еще новости

Back to top button