«Ревизор» из Семея покорил Санкт-Петербург
Труппа Государственного русского драматического театра им. Ф. М. Достоевского превосходно справилась с возложенной на нее ответственной миссией – представить театральный Казахстан за рубежом. Показ семейчанами «Ревизора» на XXI Международном театральном фестивале стран СНГ и Балтии «Встречи в России» завершился искренними аплодисментами и криками «Браво!», причем не только из уст зрителей, но и маститых театральных деятелей.
– Безусловно, это фурор, это успех, это то, к чему стремится каждый артист или режиссер! – поделился директор театра Яков Горельников. – Зритель принял наш спектакль восторженно, на высоком эмоциональном подъеме.
Показ «Ревизора» в постановке Рачи Махатаева с успехом прошел на сцене теа-тра-фестиваля «Балтийский дом» 8 апреля. Искупавшись в овациях зрителей, на другой день труппа театра с огромным волнением встретилась на профессиональном разборе постановки. Это часть фестивальной работы, и, несмотря на общую праздничную атмосферу, лучшие и самые строгие критики СНГ должны честно говорить о недостатках увиденного спектакля.
Но волнение семейчан оказалось напрасным – критики признавались, что это лучшая фестивальная постановка этого года, буквально ставшая украшением театрального форума. Более того – лучшая постановка последних лет.
– Это удивительно, что знакомая наизусть пьеса, каждая реплика которой известна всем с малых лет, смотрится так свежо и ново. Но мало обладать таким оригинальным режиссерским видением. Нужно еще суметь передать его актерам, что Раче Махатаеву удалось точно и тонко. Мастера сцены – да-да, мы увидели на сцене именно мастеров своего дела! – подхватили его идеи и донесли до зрителя, – выразила свои эмоции одна из критиков.
Семейчан похвалили даже за стрессоустойчивость. Все-таки сцена театра-фестиваля «Балтийский дом» была для них неродной. Она не так удобна, а зрительный зал несоразмерно огромен, что вполне может вызвать у артистов ощущение, что вокруг пустота. Говорят, даже знаменитые лицедеи не совсем гладко проходили испытания этой сценой. Здесь можно либо начать кричать, произнося свой текст, чтобы прорваться через это ощущение пустоты, либо, напротив, начать говорить тихо, пытаясь привлечь к себе внимание. Достоевцы же повели себя как ни в чем не бывало, чем вызвали уважение санкт-петербургских коллег.
– Похвалили весь актерский ансамбль, – педагогично отметил Яков Горельников, но затем все-таки добавил, что многие выступавшие на разборе особо выделяли Александра Сухова в роли Хлестакова и Андрея Глушкова в роли Городничего.
Интересный момент – этот спектакль, поставленный полтора года назад тогда еще выпускником мастерской Анатолия Праудина в Российском государственном институте сценических искусств (Санкт-Петербург) Рачей Махатаевым, был его дипломной работой. Семей может гордиться, что открыл такого талантливого режиссера, которого уже сейчас приглашают различные театры как состоявшегося профессионала.
– Спектакль получился «взрослым», интересным, актуальным, современно решенным, поэтому при выборе материала для поездки на этот фестиваль у нас сомнений не было, – признается Яков Горельников.
К слову, спектакль был записан для архива Министерства культуры России, а это значит, что его покажут по российскому телевидению.
В чем же секрет бессмертной комедии Николая Гоголя «Ревизор» в постановке молодого талантливого режиссера из Санкт-Петербурга Рачи Махатаева?
«Ревизор» – пьеса для постановки и легкая, и сложная одновременно. Легкая – потому что знакома со школьной скамьи и разобрана на цитаты. Не счесть, сколько раз со сцен больших и малых театров звучали слова: «Я должен сообщить вам пренеприятное известие…» И столько же раз действо заканчивалось фатально: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь…» А сложная… все по той же причине и сложная! Как не потеряться среди этих тысяч версий и создать свою, оригинальную?
И когда ставить острую комедию Николая Гоголя взялся юный режиссер, не секрет, многие ждали обличительную драму с прямыми отсылками к современности.
Например, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – аким, Лука Лукич Хлопов – начальник облоно и так далее. Рача Махатаев выбрал иное творческое решение. И не ошибся. Спектакль получился ярким, эмоциональным, своеобразным и очень атмосферным. Зритель, знакомый с творчеством Гоголя, не раз ловил себя на аллюзиях, отсылающих и к петербургским повестям, и к «Мертвым душам».
Что касается жанра, то действо выходит за рамки комедии, режиссерский акцент смещается со знаменитого гоголевского смеха на слезы. И вот почему. Иван Хлестаков в исполнении Александра Сухова – это обычный молодой парень, даже первое появление на сцене говорит о его юности и беспорочности – в белоснежном костюме! Но попав в среду «ляпкиных-тяпкиных», персонаж начинает свое перерождение. Его мелкие обиды на город и, главное, возможность за них отомстить постепенно превратили Хлестакова в настоящего монcтра – такого же, как жители
города N…
Семей – Санкт-Петербург