Радость и сладость «Медового Спаса»

Языческое капище, православная часовня, казахская национальная юрта. Славянская свадьба, хоровод и обряд шашу. Множество людей различных национальностей и вероисповеданий, одетых в красивые национальные одежды. Янтарный мед и изделия народных промыслов на прилавках торговых лотков…
Все это вобрал в себя грандиозный этнофестиваль «Медовый Спас», прошедший в Катон-Карагайском районе в рамках проекта «Золотой Алтай – богатство для развития региона».
…Сватанье. Вытница (плакальщица) оплакивает невесту, а подруги заплетают ей косу. Они не подпускают красавца-жениха к его возлюбленной, соорудив «живую стену», пока он не прибегнет к помощи своих товарищей. И вот «свадебный поезд» следует к капищу – языческому культовому сооружению, где их с поклоном встречают волхвы, изображающие небесных Отца и Мать – Сварога и Ладу.
Жених и невеста снимают друг с друга сапоги и босоногие встают перед волхвами. Сварог, потрясая посохом, громогласно читает слова напутствия, омывает им водой ноги и руки. Жених и невеста – настоящие, на самом деле решившие связать себя узами Гименея. Их зовут Иван и Юлия, они приехали сюда из села Богатырево Зыряновского района. А вот роль главного волхва исполняет гость из Словакии, он говорит на русском языке с акцентом, и от этого экзотичное действо становится еще более правдоподобным и волнующим.
Процессия во главе со Сварогом и Ладой двигается дальше. Жених с невестой проходят сквозь живой цветочный коридор, через украшенную зеленью арку и… предстают перед христианским храмом. Началась новая, уже православная эпоха.
Получив родительское благословение, молодые надевают на головы друг друга венки из полевых ромашек, обмениваются кольцами. Заходят в часовню. После этого их под музыку и русские народные песни осыпают цветами, а затем под звуки домбры девушки в казахских национальных одеждах говорят напутственные слова, проводится обряд шашу. Снова льется музыка гуслей, залихватски отплясывают скоморохи.
Завершается театрализованное представление, в котором красочно показана культура разных времен, религий и народностей, хороводом вокруг молодоженов, песнями, танцами…
Свадебному обряду предшествовало торжественное открытие этнофестиваля, который состоялся на заимке Климова в Аккайнарском сельском округе.
Недавно здесь в рамках проекта «Золотой Алтай» прошел ленд-артсимпозиум с участием художников и мастеров народно-прикладного искусства из Казахстана, Белоруссии, России, Киргизии и других стран. В течение месяца они украшали территорию пасеки Веры Климовой и прилегающей местности различными арт-объектами, также установили их на тропе, уходящей в гору. Так что многочисленные гости мероприятия с восторгом рассматривали различных деревянных истуканов, сказочных персонажей – животных, птиц, мультяшную лошадь, запряженную в арбу и многие другие изделия мастеров, тематически прекрасно вписавшиеся в общую картину праздника.
В мероприятии охотно участвовали, исполняя свои роли, гости из стран ближнего и дальнего зарубежья – россияне, чехи, словаки, французы, а также представители этнокультурных объединений и волонтеры из Зыряновского, Риддерского и Катон-Карагайского районов.
Так что аким района Ахметкали Нургожин, открывавший праздник, был прав, сказав, что этнофестиваль, проводимый при поддержке Евросоюза, вышел за рамки районного, областного и даже республиканского масштаба.
– «Медовый Спас», – продолжил он, – послужит не только пропаганде и развитию отрасли пчеловодства, являющейся в Катон-Карагайском районе брендовой, но и делу укрепления межнационального и межконфессионального единства. Того, чем так дорожит и гордится многонациональный народ Казахстана.
Ахметкали Нургожин отметил при этом, что пчеловодство в районе традиционно развито и что в этом году открыт кооператив пчеловодов «Нектар Катон-Карагая». Он поблагодарил организаторов мероприятия – хозяйку пасеки Веру Климову, координаторов проекта «Золотой Алтай» Светлану Белову и Наталью Блох за отличную подготовку фестиваля.
Так, по словам главного менеджера проекта Светланы Беловой, названо место, в котором проходил этнофестиваль.
– Оно уникально и дает вдохновение художникам, музыкантам, поэтам. Надеемся, что фестиваль, который впервые в таком масштабе и при поддержке Евросоюза проводится в Катон-Карагайском районе, поспособствует развитию сельского туризма и процветанию этого прекрасного уголка земли, – отметила она.
С особой теплотой о районе, обо всей нашей стране говорят иностранцы.
– Это очень красивый край, где живут добрые и душевные люди, – говорит специалист по развитию сельского туризма из Республики Чехия Витэк Грдоушек. – Мы вместе работаем в рамках данного проекта, и хочу отметить, что у вас имеется большой потенциал для развития туризма. В Чехии на сегодня проживает 10 млн человек, у нас ежегодно принимают до 30 млн туристов. Думается, на такие объемы со временем выйдет и Казахстан, в чем мы и пытаемся вам содействовать.
В старину на празднике «Медовый Спас» было принято дарить сладкие подарки. Такие подарки в виде бочонков со свежим медом были сделаны воспитанникам Серебрянского детского дома, прибывшим на фестиваль.
По статистическим данным Российской империи, в 1856 году в Семипалатинской области, куда входила и Бухтарминская волость, насчитывалось 11980 пчелиных колод, добывалось 2604 пуда меда и 272 пуда воска. А в 1910-1911 годах в Усть-Каменогорске были организованы курсы пчеловодов.
Об этом и многом другом, что касается развития пчеловодства на Алтае, можно было узнать из материалов выставки, организованной работниками областного историко-краеведческого музея. Они представили вниманию гостей много старинных фотографий, статистических данных, деревянную колоду, другие предметы пчеловодческого инвентаря. Например, маску самого Дмитрия Панкратьева, знаменитого пчеловода из Горной Ульбинки.
– Обратите внимание на снимок, на котором изображены Евгений Михаэлис и Александр Федоров. Это первые изобретатели рамочного улья «Алтайский», – говорит специалист музея Галина Кущ. – Они стали основателями рационального пчеловодства на Алтае, поставили его на промышленные рельсы, а за этот улей получили премию на Всероссийской медовой ярмарке. Такими ульями до сих пор пользуется большинство пчеловодов нашего региона.
Как выяснилось, ученый, исследователь Восточного Казахстана, член городской думы Евгений Петрович Михаэлис и известный в то время специа-
лист по пчеловодству Александр Николаевич Федоров почти ежегодно проводили в Усть-Каменогорске курсы пчеловодов, куда желающие освоить новую организацию добычи меда приезжали обучаться со всех уголков области.
Как сообщила региональный менеджер проекта «Золотой Алтай – богатство для развития региона» Наталья Блох, в рамках его реализации организовано несколько мероприятий, нацеленных на повышение имиджа привлекательных для туристов сельских территорий и ориентированных на внутренний рынок.
– В Катон-Карагайском районе мы разработали и открыли легкодоступный маршрут, пролегающий по долине Бухтармы и рассчитанный на людей из близлежащих городов, которые смогут во время короткого отпуска отправиться в деревню и отдохнуть там с комфортом, – говорит Наталья Валентиновна. – Мы его так и назвали «Золотой Алтай». Кроме того, предусмотрены специальные социальные программы, направленные на отдых, интеграцию и профориентацию детей-сирот, а также детей и молодежи с ограниченными возможностями. Открыли на маршруте шесть самобытных гостевых домов, один из которых расположен на заимке Климова. Где-то это миниатюрная база отдыха, где-то – просто деревенский дом, а здесь – инновационная пасека с планируемым комплексом оздоровительных услуг и лежанками на ульях. Сделали несколько небольших прогулочных маршрутов, чтобы туристы могли исследовать окрестности, поднявшись в гору, обозреть живописные виды на Берельскую долину. Отсюда, кстати, недалеко и до Берельских курганов.
Всего на реализацию проекта Евросоюзом выделено порядка 350 тысяч евро. Эти средства с 2014 по 2016 годы используются на развитие сельского туризма не только в Катон-Карагайском, но и в Риддерском, Курчумском районах.
– Проводимый сегодня «Медовый Спас» – это праздник как пчеловодов, так и единения народа, – говорит Наталья Блох. – Здесь показан плавный переход от язычества к православию, плюс приобщение к казахской национальной культуре. Поэтому рядом соседствуют юрта, часовня и капище, а на горе есть статуя богини тенгрианства Умай, которой поклонялись многие древние саки.
Думается, что главная идея праздника – мирное сосуществование и обогащение нескольких культур на земле Восточного Казахстана – на этнофестивале «Медовый Спас» реализована полностью.
Фото автора
Катон-Карагайский район