Образование

Пятидневка для отличников

Пятидневка для отличников

С сентября нынешнего года в общеобразовательных школах Казахстана для первоклассников вводится пятидневная учебная неделя. Постепенно нововведение распространится и на другие классы. Кому нужны и выгодны реформы в системе образования? Какие еще новшества ожидают казахстанских школьников, в частности Восточно-Казахстанской области?

В нынешнем году Президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ во время открытия первой сессии Парламента VI созыва предложил снизить нагрузку на учеников, отменив шестидневную учебную неделю и оптимизировать школьные дисциплины. Идеи о переходе на пятидневку витали давно. Первые предложения относительно этого звучали еще пару лет назад, а в прошлом году бывший министр образования и науки РК Аслан Саринжипов заявил, что уже отобраны 30 школ, где будут апробированы новые образовательные программы и учебники.

– В средних учебных заведениях многих развитых стран мира действует пятидневная учебная неделя, – сказал Нурсултан НАЗАРБАЕВ. – Переход на аналогичную систему в Казахстане – значит следовать общепринятым стандартам. Нововведение положительно скажется на общем психологическом и моральном состоянии школьников и учителей. У детей появится возможность восстановиться, а у педагогов – отдохнуть и подготовиться к урокам.

Суббота – выходной

В США, Финляндии, Италии, Норвегии, России пятидневная учебная неделя уже давно является нормой. Там школьники не понаслышке знают, что такое отдыхать на один день больше. Правда, зарубежные дети используют лишний выходной с пользой. С надеждой на что-то аналогичное пятидневная учебная неделя вводится и в Казахстане.

– В субботу учащиеся смогут заниматься дополнительными занятиями, например, музыкой, спортом, танцами или рисованием, – поделилась мнением руководитель управления образования Восточно-Казахстанской области Айжан Садыкова. – Внедрение пятидневной учебной недели снизит школьную нагрузку на детей, сказывающуюся на общем состоянии их здоровья. Более того, пятидневка позволит обновить учебные программы, а в итоге – улучшить методики преподавания и качество образования в целом.

На сегодняшний день в Восточном Казахстане насчитывается более 660 дневных общеобразовательных школ, в которых учатся 174265 детей. Конечно, нововведение коснется не всех и не сразу. По информации, распространенной Министерством образования и науки Республики Казахстан, ученики вторых, пятых, седьмых и девятых классов перейдут на пятидневную учебную неделю в 2017 году. К 2019 году – все остальные школьники.

– Пятидневка в школе – это хорошо, – написал в сети интернет председатель Национальной ассоциации организаций образования «Serpin» Мурат Абенов. – Я за новшество, но нужно решать несколько системных задач, а это очень большие деньги и немалое время. Ошибки делать рискованно, ведь за этим стоят судьбы трех миллионов учеников, пяти миллионов родителей и более 300 тысяч учителей.

По мнению Абенова, для внедрения пятидневной учебной недели можно использовать три пути. Первый – сократить количество предметов и уроков на шестнадцать процентов, но тогда пришлось бы увольнять учителей. Второй путь – субботние уроки перенести на другие дни недели, а это значит, что к имеющимся пяти-шести предметам в день прибавить еще одну-две дисциплины. Третий вариант – в целях сохранения объемов и качества образовательного процесса растянуть учебный год на более длительное время, сократив тем самым летние каникулы. Почему специалисты в итоге выбрали последний вариант? Он якобы самый безболезненный для бюджета и защищает педагогов от сокращения.

– В условиях современных тенденций в образовании, безусловно, переход на пятидневную учебную неделю имеет положительную основу, – говорит директор КГУ «Чапаевская средняя школа» Зыряновского района Галина Рыбина. – Учителям, родителям, да и самим школьникам так, думаю, будет легче. Главное – не наломать дров. Образование – одна из сфер, где немаловажно прислушиваться к мнению людей, искать компромисс.

Судя по комментариям в социальных сетях, родители казахстанских школьников разделились на два лагеря. Одни утверждают, что не видят смысла в таких преобразованиях, поскольку количество сокращенных дней (суббот) в итоге переносится на время летних каникул. Другие наоборот выступают за пятидневку.

– Не понимаю родителей, которые противятся нововведению, – сказала жительница Усть-Каменогорска Маржан Асылбай. – У меня трое детей. Дочь занимается танцами, сыновья посещают спортивные секции. Труднее всего приходится мне – одного ребенка отвести в школу, других – забрать и отправить на дополнительные задания. Единственного выходного не хватает на то, чтобы заняться домашними делами, отдохнуть, помочь детям с уроками. За воскресенье ребятишки не успевают восстановить силы. Из-за накопившейся усталости они становятся раздражительными, агрессивными и злыми.

С мнением Маржан Асылбай не согласны более 15 тысяч казахстанцев, которые поставили свои подписи под петицией против продления учебного года, опубликованной на сайте Change.org. Точнее, они рады пятидневной учебной неделе, но не готовы жертвовать каникулярным временем детей. «В нашем климате, где в зимний период мало солнца, трехмесячный летний отдых необходим детям для здоровья как физического, так и морального», – пишут авторы обращения, адресованного министру образования и науки Казахстана Ерлану Сагадиеву.

«Это жестоко по отношению к детям, – оставила свой комментарий Inna Omelyantseva. – Пятидневную неделю можно ввести и без продления учебного года. За счет уменьшения ненужных предметов».

К чему приведет такое противостояние, пока не известно. Главное, чтобы дети не пострадали. Ведь не все рождаются талантливыми или просто умеющими приспосабливаться к реальности. Психологи советуют чувствовать потенциал маленьких школьников. И в случае неудач не понижать детскую самооценку. Ведь последствия могут быть необратимыми.

Химия на языке Шекспира

Пятидневная учебная неделя – не единственное новшество, которое ожидает наших школьников. С сентября во всех школах страны начнется поэтапное внедрение трехъязычного обучения, а к 2020 году завершится полный переход на двенадцатилетнее образование.

– На сегодняшний день в Восточно-Казахстанской области утвержден Комплексный план по развитию трехъязычного образования на 2015-2019 годы с финансированием 1,338 млрд тенге, – сказала Айжан Садыкова. – На его основе разработана «Дорожная карта» по апробации Комплексного плана по развитию трехъязычного образования на 2015-2019 годы.

Прежде чем приступить к конкретной работе, специалисты профильных ведомств провели социальные исследования и выявили уровень владения учащимися казахским, русским, английским языками. В начале учебного года в школах провели анализ имеющихся учебников и даже создали базу данных учителей языковых дисциплин и перспективных учителей-предметников по обучению профессиональному английскому языку.

– Согласно плану МОН РК, с 2020 года предмет «История Казахстана» для старшеклассников школ с русским языком обучения будет вестись на казахском языке, «Всемирная история» для учеников казахских средних учебных заведений – на русском, – сообщила руководитель управления образования ВКО. – Предметы естественно-математического цикла – информатика, химия, физика, биология вне зависимости от языка обучения старшеклассникам планируется преподавать на английском языке.

Понятно, что такого рода реформа в образовательной системе требует решения целого ряда проблем. В первую очередь, нехватки квалифицированных педагогических кадров в языковой области и несовершенства учебников по казахскому, русскому, английскому языкам. Сегодня многие директора общеобразовательных школ вынуждены признать, что пока не готовы к такому новшеству. «Нужно время на переподготовку педагогических кадров», – говорят они. В помощь учителям в регионе проводятся семинары для педагогов естественно-математического направления об особенностях преподавания предметов на английском языке. Учителям казахского языка и литературы рассказывали о том, как вести предмет в русских классах.

– Курсы повышения уровня владения языком прошли 182 педагога русского языка в школах с казахским языком обучения и 28 учителей казахского языка в школах с русским языком обучения, – добавила А. Садыкова. – В июне-августе проведем курсы по методике преподавания языка для более 3000 учителей языковых дисциплин.

Планируется, что трехъязычное образование позволит казахстанским детям быть интегрированными в мировое сообщество, получать знания в ведущих вузах мира и, как говорится, идти в ногу со временем. На словах многие перспективные задачи кажутся легко выполнимыми. В реальности возникающие проблемы корректируют планы. Если судить по опыту, например Назарбаев интеллектуальной школы, Казахстанско-турецкого лицея, где школьники обучаются на нескольких языках, можно предположить, что система полиязычия уже зарекомендовала себя с положительной стороны. Вопрос в другом – готовы ли наши учащиеся перестроиться на новый лад? Не сдадут ли своих позиций ребята, которые сегодня учатся на «отлично» и «хорошо»?

Насихат Оркушпаева

Еще новости

Back to top button