Общество

Путешествие в эпоху бронзы

Представители Восточного Казахстана приняли участие в республиканской историко-культурной экспедиции «Ұлы дала Елi», посвященной 550-летию Казахского ханства.

Путешествие в эпоху бронзыАкция «Ұлы дала Елi» стартовала 11 сентября сразу в трех городах республики: Астане, Актау и Павлодаре. Ее цель – укрепление казахстанской идентичности и национального единства на основе познания и пропаганды историко-культурного и духовного нас-ледия народа нашей страны.

– Я считаю, что эта акция нужна для укрепления нашего единства, – сказал заведующий секретариатом Ассамблеи народа Казахстана ВКО Еркимбек Аязбаев. – Экспедиции проводятся по местам, имеющим историческое значение для нашей республики. Рассказывая о них, мы вносим вклад в патриотическое воспитание молодежи. Мы – народ, знаю-щий свою историю, который ценит свою государственность. Это нужно будущим поколениям Казахстана для дальнейшего процветания.

Символом экспедиции является уникальная книга, которая заполняется на протяжении всего пути. 22 сентября дневник путевых за-меток привезли в областной центр. Из достопримечатель-ностей Восточно-Ка-захстанской области на страницах дневника запечатлены музеи Абая, Шакарима и Мухтара Ауэзова, памятники истории Аягозского района, а также астрономический комплекс эпохи бронзы «Ақ бауыр».

ЗОЛОТАЯ КАЛБА

«Ақ бауыр» – один из самых ярких и загадочных памятников культуры прошлого. Здесь можно встретить великое множество камней причудливых форм. Это место также хранит в себе не меньшее количество тайн. Люди облюбовали его в глубокой древности. Возможно, здесь совершались одни из первых астрономических наблюдений, обряды поклонения божествам, захоронения великих людей. И теперь, спустя несколько тысяч лет, Ақ баур притягивает к себе все новых и новых исследователей.

Историко-археологический комплекс является частью Калбинского нагорья. Рельеф местности, состоящий из гранитов и сланцев, привлекает своими необыкновенными формами.

– Это место образовано еще в палеозое, то есть почти 400 миллионов лет назад, – сказала заведующая отделом «Ақ бауыр» областного историко-краеведческого музея-заповедника Галина Петенева. – Калба примечательна тем, что богата полезными ископаемыми. Особенно золотом. Недаром она называлась «Золотая Калба». Драгоценный металл здесь встречается как в руде, так и в россыпях. Особенность местности – в разветвленной сети мелких рек и родников. Они все золотоносные. Человек добывал здесь золото несколько тысяч лет назад. Также Калба богата медью, оловом, редкоземельными металлами. Эти факторы обусловили то, что человек здесь появился очень давно. По мнению археологов, освоение этой территории датируется пятым тысячелетием до нашей эры. Главным подтверждением служит грот со скальными рисунками, выполненными охрой. Других крупных памятников археологии, поселений или могильников этой эпохи найти пока не удалось.

Гора Коржинбай. На ее склоне располо-жен знаменитый грот с окном-сердцем, откуда можно наблюдать за звездами. Он представляет собой продолговатый скальный навес длиной – девять, шириной – четыре с половиной, высотой – два с половиной метра. В потолочной части – отверстие сердцевидной формы.
Ученые предполагают, что именно верхняя часть скалы была площадкой для проведения обрядов. Затем шаман спускался через отверстие в грот и завершал ритуал. На восточной части стены углубления видны рисунки, им не одна тысяча лет.

– Всего композиция насчитывает около 80 рисунков, – рассказывает наш экскурсовод. – Основные элементы, которые там встречаются: точка, крест и круг. Также можно увидеть знаки, напоминающие людей, перевернутого козла, повозки и ряд других фигур, изображенных очень примитивно.

У исследователей этой «древней живописи» есть несколько версий о смысле изображений. Первая – люди отобразили свою хозяйственную деятельность: появились домашние животные, изобретена повозка и другое. Второе предположение: на стене изображены звезды и созвездия, которые люди видели ночами из этого отверстия в форме сердца. Однако, чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию, нужно сопоставить «пейзаж» ночного неба того времени с рисунком. Но сейчас это невозможно. Ведь для сравнения следовало бы повернуть ось земли на 90 градусов. Согласно третьему предположению (наиболее достоверному, как считают исследователи), на стене грота изображен какой-то обряд или ритуальная сцена.

– Козел – это символ плодородия, – поясняет Галина Петенева. – Его изображение вверх ногами связано с каким-то циклом, который закончился. То есть перевернутое положение означает неживую энергетику. Повозка соотносится с солнцем, его ходом по небу. Несмотря на множество версий о значении рисунков грота, все исследователи согласны в одном: это элементы пиктографического письма. Я тоже считаю, что эта письменность датируется V-III тысячелетием до нашей эры.

Недалеко от грота есть еще один интересный камень округлой формы с небольшими углублениями. Его прозвали «женским». К нему приезжают представительницы прекрасного пола, страдающие бесплодием, в надежде на излечение. Некоторые из них даже остаются переночевать у этого камня.

РИТУАЛЬНЫЙ «ИЗМЕРИТЕЛЬ СТРОЙНОСТИ»

У северного склона находятся «ритуальные площадки» с наскальными рисунками, выполненными в технике пикетажа (выбивание на камнях). Изображения датируются эпохой бронзы и ранним железным веком. Предполагается, что «Ақ бауыр» в древности мог служить местом, где проводились наблюдения за расположением солнца и звезд на небе, определение точек равноденствия и солнцестояния. Следует отметить совпадение: экспедиция «Ұлы дала Елi» посетила это загадочное место как раз в день осеннего равноденствия.

Ритуальные камни привлекают людей не только наличием рисунков и причудливыми формами. Здесь необыкновенная энерге-тика. Это замечает и Галина Петенева.

– Почему-то каждый раз при посещении ритуальных площадок люди начинают проводить какие-то необъяснимые манипуляции, – улыбается она. – Например, сейчас. Почему многие пытаются пролезть через узкую расщелину в скале? Можно обойти этот камень и оказаться на другой стороне. Но им нужно непременно здесь пройти. Может, думают, что от всех болезней избавятся или от сглаза?

– Если прошла в этом месте, значит стройная. А если застряла – пора худеть, – смеются участницы экспедиции.

Мужчины вдруг тоже захотели проверить себя на этом природном «измерителе стройности». Кстати, он пропустил не всех участников экспедиции. Иногда казалось, что человек достаточно крупного размера не сможет пролезть через расщелину. Но ритуальные камни «пропускали» его, на удивление остальных людей. А более стройный мужчина умудрялся застрять в самой середине. Люди, не прошедшие каменный контроль, проползали под расщелиной на четвереньках.

На двух ритуальных площадках есть изображения животных. На первом – козлы, символизирующие плодородие. На втором – более сложные многофигурные композиции, где встречаются лошади, волки, олени. Вероятно, ритуальные камни связаны с погребальными обрядами. Потому что эта часть святилища имеет северо-западное направление. Основное божество, которому поклонялись люди в ту эпоху, – солнце. Оно берет свое начало на востоке и идет на запад.
Здесь все, в том числе и наскальные рисунки, строго ориентировано на запад.

– Нас интересует этот олень, который высечен по центру камня, – Галина Петенева обращает внимание посетителей на рисунок оленя с ветвистыми рогами. – Он сейчас идет на север. И мы пойдем за ним тоже. Он поворачивает вместе с камнем на запад. А внизу уже идет целое стадо оленей. Самцы в верхнем ряду, самки – в нижнем. Не случайно они ведут нас в этом направлении. Потому что олень символизирует солнце, главное божество. И стадо уходило за солнцем. Этот рисунок может символизировать какой-то обряд, связанный с календарным циклом. Вероятно, с осенне-зимним периодом, когда природа увядает. Когда, можно сказать, «умирает» божество. Если мы пройдем дальше на запад, то увидим речку, которая называется Ақбастау. В этой местности много названий с приставкой «ақ». Параллельно реке идет «дорога» – «Ақжол», которая представляет собой выходы кварца на земную поверхность. Из космоса Ақжол видно очень хорошо. Эта дорога ведет в сторону могильника Қызылтас, где совершались захоронения. Все имеет определенную символику: душа человека уходит по реке в потусторонний мир вслед за солнцем, на запад, где происходит закат. Мы предполагаем, что основа этих обрядов, которые здесь совершались, как раз связана с такой трактовкой. Человек приспособил объекты природы под свои ритуалы. А что касается деталей, то они требуют дальнейшего изучения.

– Участники экспедиции хотели показать, что в Восточном Казахстане есть особенные исторические места. Мы, посмотрев эти наскальные рисунки, воспринимаем их как завещание, оставленное нам нашими предками, – сказал директор областного Дома дружбы – центра общественного согласия Эльдар Толеубеков. – Это очень символично, потому что мы отмечаем 550-летие образования Казахского ханства, отдаем дань памяти нашим предкам. Это и есть патриотическое воспитание молодежи для нашего независимого государства. Мы должны знать, с чего начиналась наша история, как зарождалась цивилизация на нашей земле.

– Казахстанскую молодежь, прежде всего, надо учить, чтобы они помнили прошлое и знали своих предков, кому мы обязаны той жизнью, которая у нас сейчас есть, – отметил член Ассамблеи народа Казахстана Лео Шик. – Я был в этом комплексе несколько раз. Это святое место. К нему всех всегда тянет.

На страницах дневника путевых заметок отмечены также исторические памятники Аягозского района. 25 сентября эстафету передали в Алматинскую область.

Гульмира Асипова

Уланский район

Еще новости

Back to top button