Путь к великому поэту

Более 70 этюдов были написаны всего за несколько дней 15 художниками из различных уголков Казахстана. Впервые Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей им. Абая пригласил в Семей художников самых разных направлений, чтобы провести их по святым и историческим местам Шынгыстау и Жидебая, воспетым Мухтаром Ауэзовым в романе «Путь Абая».
Идейным вдохновителем симпозиума стал член Союза художников Казахстана, заслуженный деятель культуры Толеугазы Байгалиев. Сам он родом из Семея, с детства воспитывался на книгах и стихах Абая, часто бывал на его родине, бродил по местам, где жил и творил великий казахский просветитель.
Сейчас Толеугазы Байгалиев проживает в Астане, и, общаясь с коллегами, не раз слышал, что многие художники Казахстана мечтают побывать в Семее, поклониться святым местам Абая, Шакарима и Мухтара Ауэзова. Так родилась идея совместного творческого проекта заповедника-музея Абая и членов Союза художников и Союза дизайнеров Казахстана.
Неделю участники симпозиума находились в Абайском районе, в местах, овеянных легендами и преданиями. Это горы Шынгыстау и их окрестности: родник Кушикбая, озеро Тума, Жидебай, Уйтас, Малая орда, мавзолейный комплекс «Абай-Шакарим», могилы матери Абая Улжан и его бабушки Зере, мавзолей Кергирбая, а также горы Архат. И в каждом из этих мест художники нашли для себя источник вдохновения. Неудивительно, что, увидев перед собой прекрасные живописные места степей и гор Шынгыстау, они работали без устали с утра до вечера.
На холстах живописцев ожили самые прекрасные уголки природы этого удивительного края: горы и луга, маленькие зимовки и табуны лошадей, ручьи и озера, укромные урочища, спрятанные от людских глаз. Не оставили они без внимания и легенду о влюбленных Енлик-Кебек – памятник, который, стоит на вершине одного из холмов по дороге, ведущей в Жидебай. А председатель Академии художеств РК, заслуженный деятель искусства Казахстана Ерлан Айтуаров после посещения мавзолея Кенгирбая всего за один день воссоздал на холсте портрет знаменитого бия. Он стал первым художником, написавшим подобный портрет.
Пожалуй, самым популярным сюжетом этюдов стал мемориальный комплекс «Абай-Шакарим» в Жидебае. Белокаменные мавзолеи великих поэтов и мыслителей казахского народа на фоне зеленой степи в работах художников предстали зрителям в самых неожиданных ракурсах.
К примеру, член Союза художников Казахстана Гулжамал Тагенова изобразила мавзолейный комплекс в виде некоего корабля в зеленом море бескрайней степи. Именно эту работу художница передала в дар музею Абая. Все участники симпозиума последовали ее примеру. Часть этюдов, а их было написано более 70, в конце августа будет выставлена в Астане, а затем и в Алматы.
– Я впервые побывала в Семее, и очень рада, что сумела принять участие в этом проекте, – говорит Гулжамал Тагенова. – Наверное, нам, художникам, просто необходимо выбираться из тиши своих мастерских для общения друг с другом на свежем воздухе, обмена опытом, новыми яркими впечатлениями.
По словам Толеугазы Байгалиева, уже в следующем году сотрудники Государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея Абая планируют вновь пригласить в Семей художников для нового творческого симпозиума. На этот раз живописцев будет ожидать работа по тематике городского пейзажа. Художники напишут этюды, изображая на холстах старые дома и улочки исторической части Семея.
Семей