Пушкин, возьмите меня в подмастерья!

Риддерский поэт Сергей Комов известен не только в области, но и за рубежом. Его лирику по достоинству оценили в соседней России. В копилке автора есть престижная международная премия «Золотое перо», 2-е место на конкурсе «О казаках замолвим слово», а его рассказ «Летучий голландец» стал лучшим в коротком жанре, по версии астанинского альманаха «Нива». Писатель признается, что он ничего не придумывает, а его герои – это люди, взятые из реальной жизни.
Однажды бог Один решил украсть у великанов «мед поэзии». Он хитростью похитил волшебный напиток и раздал его избранным. С тех пор на земле появились поэты, в которых живет божественная искра. Эти люди видят то, что неведомо другим, а когда они читают стихи, вокруг них собирается стар и млад и слушают дивные звуки других миров. Так написано в «Младшей Эдде» про певцов и сказителей, и так будет до конца времен.
Мастером фронтовой лирики в советской поэзии по праву считается Константин Симонов. Во время войны он был журналистом и большую часть времени проводил на передовой. Ходил в атаку, попадал в окружение, хоронил боевых товарищей. «Жди меня» – это шедевр, или, как сказали бы сейчас, бестселлер на все времена.
Первое стихотворение, которое я прочел у Сергея Комова, тоже было про войну. Оно называлось «Баллада о вед-ре». Уже тогда меня поразило, как человек, наш современник, который, что называется, не нюхал пороху, мог так передать те давние события. Вроде бы обычная ситуация – советские солдаты захватывают немецкий аэродром. Один из них вырезает из крыла самолета клок металла и делает обычное ведро. Этот трофей, как выяснилось, дожил до наших дней:
Эх, крепкое, доброе это ведро!
И чистую воду Победы
Я пью из него, вспоминая добром:
– Царство небесное деду!
А еще мне запомнилась зарисовка о фронтовике, который пришел домой с войны. Чем-то этот образ напоминает Василия Теркина:
Дядя Ваня Протопопов:
В орденах, медалях грудь.
Он в пехоте пол-Европы
Прошагал не как-нибудь…
Расскажи – поднимут на смех:
Невысокий он такой.
Только бил врага он насмерть
Этой крепкою рукой.
Свой путь в стихосложении Сергей начал еще в школе. Затем была армия и филфак Усть-Каменогорского пединститута. В лихие девяностые, чтобы выжить, пришлось заниматься грузоперевозками. На одной из стоянок прямо на глазах у Сергея погиб знакомый шофер. О том, как друзья-дальнобойщики снарядили его в последний путь, есть такие строки:
Какая огромная черная будка,
И кто-то другой за рулем в первый раз.
И, мертвый, сквозь вьюгу он целые сутки
Все слушал и слушал свой старый КамАЗ,
Он старой закалки был, крепкой, кремневой.
И вьюга всю ночь отпевала его.
И в скорби раскинулась солончаковой
Огромная степь для него одного.
– После армии писалось помногу, – рассказывает Сергей Комов. – Но из того времени очень мало стихов осталось. Я много сжег, и не жалею об этом. Сейчас процесс происходит совсем по-другому. Каждое слово осмысливаешь, подбираешь. Процесс творчества до сих пор непонятен для меня самого. У Пушкина по этому поводу есть такие строки:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо – к бумаге.
Минута – и стихи свободно потекут.
Я написал, как бы в
качестве ответа, свою версию:
Полина. Поле. Полынья. Полынь.
Слова из сумерек, как звезды, проступают.
Ты, как лунатик, сквозь ночную синь
Идешь над самой пропастью по краю.
…И ради этих всполохов зарниц
Живет душа, чтобы принять, как чудо,
Слова в стихах – подобно стае птиц,
Летят на свет, крылаты, красногруды.
Тернистый путь поэта Сергей прошел поэтапно. С его слов, как и любой начинающий автор он писал обычные юношеские стихи, без особых эмоций и переживаний. Но с приобретением жизненного опыта взгляд стал меняться.
«Прощание с Бико» – одно из этапных произведений. К этой теме Комов вернулся ровно через 25 лет. Это стихо-творение он считает одним из лучших:
По-казахски знаю я немного.
Но казахский учится легко.
Выйди, проводи меня в дорогу,
Девушка по имени Бико.
Дай мне курт, как в детстве приносила,
С оттиском знакомой мне руки,
Чтоб вспомнил я тебя в России
В гиблый час навьюженной тоски.
– Сергей, а какую роль в Вашей жизни сыграл поэт Евгений Курдаков?
– Этот человек, о котором я всегда буду с теплотой вспоминать. Это настоящий поэт, очень мощная личность. Он был еще и замечательным критиком. Очень грамотно, аккуратно, не раня наши юношеские души, он все недостатки мог сказать очень мягко и тактично.
– А вы помните, что он у Вас исправил?
– (Смеется) Я написал стихотворение «Кукушка» из 28 строк. Из этого произведения Евгений Васильевич оставил только одно слово. Обвел его кружком и сказал, что можно теперь начинать. Он мог исправить всего одну букву, и стихотворение начинало звучать совершенно по-другому. Это великий дар и не каждому это дано.
Сергей Комов пишет не только стихи, но и прозу. Одна из последних книг называется «Родня и земляки» и посвящена родному селу Ново-Тимофеевке. За автора говорят сами герои. Это истории казачьих родов и простых тружеников, которые жили и продолжают жить в этих местах. Многие села в 60-е годы попали здесь под затопление. Чистый Яр, Сарабель – для современников эти названия уже ни о чем не говорят. Но старожилы утверждают, что иногда из-под воды доносится колокольный звон и слышатся людские разговоры.
История гибели Верх-Иртышского казачества – еще одна тема, над которой сейчас работает автор. После гражданской войны целые станицы бросали нажитое и уходили в Китай. Эта страница истории до сих пор считается белым пятном.
В конце встречи я попросил Сергея дать совет начинающим поэтам.
– Читайте Александра Сергеевича, – сказал он на прощание. – Там есть все!
Пушкинский грот и гусиные перья.
Пушкин, возьмите меня в подмастерья!
С вами легко на сквозящем просторе
Слушать гекзаметры Черного моря.
С грота видна необъятная даль.
Как мне близка эта Ваша печаль.
Фото из семейного архива Сергея Комова