Культура

Пульс и поэзия Независимости

Пульс и поэзия Независимости

Взглянуть на главное достижение нашей страны – Независимость с необычных ракурсов макро- и микрокосмоса, почувствовать пульс времени и перемен, переосмыслить историю и современность дает возможность фотовыставка «Страна и земля», открывшаяся в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике.

Ее автор – лауреат многочисленных конкурсов и биеннале в Казахстане, России и Европе, известный фотохудожник из Павлодара Александр Пархоменко.

Казалось бы, сколько фильмов посвящено становлению суверенного государства, сколько книг и диссертаций на эту тему написано. А посетив фотовыставку Александра Пархоменко, ловишь себя на мысли, что, оказывается, не все еще открыл, не все пронес через свое сердце.

Новое отношение к истории страны складывается из ярких впечатлений и эмоций, рождающихся при неспешном, вдумчивом рассмотрении фотополотен. Первое, что приятно удивляет – жанровое разнообразие работ. Среди 50 произведений встречаешь и колоритные портреты, и многоцветные пейзажи, и сюжетные композиции, и даже натюрморт. Благодаря этому выставка получается объемной, насыщенной.

В первом экспозиционном зале предстает, скорее, презентационный образ Казахстана. На фотографиях знаковые в жизни страны личности – Президент РК Н. А. НАЗАРБАЕВ. Снимки отражают многонациональный облик государства. Вместе с тем этот образ не статичный, а наполненный ритмом народных состязаний, пластикой этнических танцев.

После звуков фанфар обычно хочется поддаться лирическому настроению. В состояние умиротворения и гармонии уводит трогательный фотоснимок, где в закатный час на открытой террасе будущая мать наблюдает за полетом птиц. Тепло и надежду излучает жанровая работа с изображением джигита на фоне восходящего солнца. И ведь эти мгновения фотохудожнику надо поймать, выхватить из реальности, а после передать их глубинный смысл. В творческом процессе Александр Пархоменко словно становится участником действия, и это «погружение» помогает мастеру передать атмосферу, дыхание увиденного. К таким снимкам хочется возвращаться вновь и вновь.

Эхо войны проносится над следующим экспозиционным залом. С черно-белых фотополотен на нас, современников, смотрят свидетели, очевидцы страшных кровопролитных событий, труженики тыла. В каждом их взгляде «прочитываются» жизнь, горестные и радостные воспоминания, душевная боль. Мы, казахстанцы, не должны забывать высокую цену мирного неба над головой. И в этом вопросе, как и в фотографиях, не может быть полутонов. Все аскетично и строго. Или черное, или белое. Добро или зло.

Серии работ «Эхо войны» (1984), «Незабываемое» (2003) можно по праву отнести к фотоочеркам, в которых найдены самые выразительные краски, ракурсы для верного изображения событий, передачи предельной правдивости момента.

По соседству с черно-белой хроникой располагаются яркие, сочные пейзажи. Они сродни картинам импрессионистов. Глядя на эти полотна, сразу и не угадаешь: живопись перед тобой или фотокадр? Такой эффект достигается благодаря использованию автором сложных компьютерных технологий при обработке снимка. Здесь нет ничего случайного: каждая деталь, каждая тень находят свое место в рамках фотополотна. А метафоричность пейзажных работ свидетельствует о том, что нет ничего однозначного в нашем мире, который удивляет, потрясает своей красотой.

Увидеть прекрасное, по мнению Александра Пархоменко, можно и в самых, казалось бы, неожиданных местах. К примеру, на производстве, среди громоздких турбин, механизмов. В правоте фотохудожника убеждаешься при взгляде на полотна, посвященные индустриальному развитию государства. В них чувствуется пульс времени. А еще они наполнены поэзией труда. Крупный план мозолистых рук экибастузского горняка, в которых только что добытый им уголь, оставляет неизгладимые впечатления.

– Эта выставка заряжает нас любовью к жизни. Раскрывает ее необъятность, разнообразие, безграничные перспективы, – говорит заместитель директора областного музея-заповедника Тамара Быкова.

Горожане и гости Усть-Каменогорска открывают для себя новое имя – казахстанского маэстро фотографии Александра Пархоменко. Стоит отметить, что павлодарский мастер и ранее приезжал к нам в город, но в несколько ином качестве. Как организатор выставок известных коллег «по цеху» – Николая Кузнецова и Джанни Форабочи, а также молодого талантливого фотографа из Усть-Каменогорска Даши Баженовой.

Дарья Шавлева
Фото Гылымбека Сабитова, Алексея Мазницына

Еще новости

Back to top button