Проезд с препятствиями
Общественный транспорт Усть-Каменогорска не приспособлен для пассажиров с особыми потребностями.
К такому выводу пришли члены партии «Нұр Отан», проверив, как реализуется проект «Будущее без барьеров».
Для этого группа общественно-партийного мониторинга выехала на конечную остановку «Ивушка». Именно там и проверяли доступность общественного транспорта для граждан с особыми потребностями. Наряду с другими автобусами и маршрутками к остановке подъехало инватакси. Из него выехала на коляске мастер спорта по настольному теннису Анна Мозаева, входящая в группу общественно-партийного мониторинга. Стоит ли говорить, что специальная «Газель» отличается от другого общественного транспорта и адаптирована для людей с особыми потребностями.
– У нас в городе продолжают принимать в эксплуатацию объекты, не доступные для нас, колясочников, – говорит Анна Мозаева. – Изначально в проектах не предусмотрены пандусы, а установленные бордюры становятся препятствием. На пешеходных переходах такой крутой наклон, что невозможно съехать. Должен быть скат. И это указано в строительных нормах и сводах правил. Не знаю, в чем тут проблема. То же самое с общественным транспортом. Я веду активный образ жизни, часто пользуюсь автобусами. У нас вообще нет общедоступного транспорта. Про трамваи и говорить не приходится. Спасают только низкопольные автобусы и добрые люди, которые помогают подняться в салон.
Аня не видит смысла в каких-либо «стационарных» платформах для инвалидов-колясочников непосредственно на остановках. Считает, что доступным должен быть именно общественный транспорт, хотя бы автобусы – низкопольные, с аппарелями, откидными пандусами.
– Например, в Астане, Павлодаре этот вопрос решен, что нам мешает? – недоумевает девушка. – Я занимаюсь спортом – настольным теннисом, езжу в другие города Казахстана. Там у меня не возникает таких трудностей, как в родном городе.
Действительно, ни в один автобус разных марок, а также маршрутки Анна Мозаева не смогла подняться даже с двумя помощниками.
– Помимо проблемы с высоко расположенными ступенями еще и дверные проемы очень узкие, – добавляет она. – При том я сейчас на обычной коляске. Но у меня есть и электрическая. Она весит 50 килограммов. Вместе со мной около 100 килограммов получится. Кто меня сможет поднять?
Итоги мониторинга по доступности и адаптации общественного транспорта для инвалидов не утешительные.
– Общественный транспорт не оборудован для людей с нарушением опорно-двигательного аппарата, – констатировал заместитель председателя ВКОФ партии «Нұр Отан» Олег Чугунков. – Президент страны в своем Послании народу Казахстана «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» отметил, что нужно создавать условия для безбарьерной среды для лиц с особыми потребностями. Сегодня мы стали свидетелями того, как человек на коляске не смог заехать ни в один автобус.
– То же касается и слабовидящих, слабослышащих людей. Ни один маршрут не оборудован световыми и звуковыми сигналами, как и сами остановки, – дополнила член региональной группы общественно-партийного мониторинга партии «Нұр Отан» Зарина Камасова. – Таблички на остановках с информацией о маршрутах не каждый с хорошим зрением прочтет. Шрифт очень мелкий. Ставят целые остановочные комплексы, для водителей функционирует связь с диспетчером, почему бы не сделать звуковые сигналы и для нуждающихся в этом жителей.
По словам Олега Чугункова, все предложения они внесут на рассмотрение рабочей группы, куда входят представители местных исполнительных органов, соцзащиты и другие, для дальнейшего изменения ситуации и паспортов объектов под потребности особенных граждан. По итогам проведенной работы отчет направят в Центральный аппарат партии для принятия дальнейших решений.
Отметим, проверка доступности общественного транспорта для пассажиров с инвалидностью различных категорий в рамках проекта «Будущее без барьеров» в регионе продлится до 20 января. В течение года будет проведен такой же мониторинг социально-культурных объектов и других общественных мест.
Фото Тлеубека Шаяхмета