Про кроликов, стереотипы и Кембридж…
Уже более 2 000 восточно-казахстанских учителей прошли курсы повышения квалификации по стандартам Кембриджского университета. Наши педагоги сдали экзамен и по его результатам признаны лучшими в республике. Новая методика позволила за год увеличить уровень знаний детей и решить проблему мотивации обучения.
Несмотря на успешный старт, не уменьшается число слухов, окутывающих так называемые кембриджские курсы…
Еще не прошедшие их учителя пугают друг друга переворотом всей педагогической науки и тотальными проверками педагогической деятельности по новым стандартам. Говорят, что доплату в 30, 70 и 100 процентов, гарантированную программой, придется зарабатывать кровью и потом. Есть даже предположение, что эти самые проценты выплатят только в том случае, если педагог обеспечит соответственное повышение уровня знаний учеников.
Беспокоятся от незнания и родители, что понятно: мало кому хочется, чтобы их ребенок выступал подопытным кроликом. Спрашивают, не вырастим ли мы по западному образцу, любителя гамбургеров и жвачек? Попробуем разобраться со всеми этими слухами и выяснить реальное положение дел, побеседовав с тренерами курсов и прошедшим их учителем.
Напомним, еще несколько лет назад страна взяла курс на международные стандарты образования. На основе опыта Кембриджского университета была разработана специальная программа, с которой познакомились сотрудники региональных институтов повышения квалификации. Им был присвоен статус тренеров, позволяющий обучать педагогов на областных уровнях. Тогда же был создан Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» с филиалами во всех регионах.
– Программа новых курсов направлена на усовершенствование педагогической практики учителя, – поясняет Сайран Нуркенова, руководитель центра уровневых программ филиала АО «Өрлеу» по ВКО. – Цель – не перевернуть все то, что было накоплено годами, а именно помочь педагогу, вооружить его новыми приемами и методами, позволяющими повысить мотивацию ребенка к обучению.
Действительно, в основе программы ничего кардинально нового нет. Можно сказать, что в ней собраны лучшие методические наработки педагогов и психологов разных стран. Немало созвучного со своими мыслями найдут в ней и большинство современных учителей.
Программа призвана сломать авторитарный стиль обучения, из-за которого многие дети боятся школы. Нужно, чтобы ребенок шел на урок с интересом, не опасался неправильного ответа и осуждения учителя. Педагог же обязан помочь ему раскрыться, преодолеть страхи, поверить в себя. Одним словом, даже самый слабый ученик не должен чувствовать себя затравленным зверьком.
– Курсы меняют мышление самого педагога, – поясняет тренер «Өрлеу» Роза Базаканова. – Учитель избавляется от комплексов и стереотипов. В рамках обучения мы рассказываем о семи модулях данной программы. Один из них – развитие критического мышления. Раньше было принято, что учитель большую часть урока говорит, а ребенок пассивно слушает. Теперь все иначе, педагог должен говорить не более 5-7 минут, а дети, напротив, должны активно рассуждать, высказывать свое мнение. Педагог же направляет ход их мыслей наводящими вопросами. Не зря говорят, что хорошо заданный вопрос важнее ответа. Это принцип еще одного модуля – диалогового обучения.
Также в программе прописано использование информационно-коммуникативных технологий, различных форм группового обучения, учет возрастных особенностей. Большое внимание уделяется работе с талантливыми и одаренными детьми, но при этом стоит задача развить каждого ребенка. Предлагается также новая система оценивания учеников. Итоговая оценка за урок, к примеру, должна складываться из нескольких, полученных на разных этапах. Причем отметки может ставить не только учитель, но и сосед по парте.
Кембриджская программа предусматривает курсы повышения квалификации трех уровней. При определении сложности программы используется обратный счет, от трех до одного.
– На третий уровень (доплата 30 процентов – прим. авт.) могут рассчитывать учителя, имеющие стаж работы не менее трех лет, методические разработки по предмету, публикации, победы на районных конкурсах, – рассказывает Сайран Нуркенова. – На курсах им дается определенная педагогическая база, те самые семь модулей. На второй уровень (доплата 70 процентов) идут педагоги первой и высшей категории со стажем работы не менее семи лет. При этом учитель должен владеть современными технологиями, быть победителем различных конкурсов уже на областном уровне. На занятиях к семи модулям добавляется коучинг и менторинг. То есть учитель, прошедший курсы, должен будет обучать своих коллег новой системе. Первый уровень (доплата 100 процентов) – для руководителей учреждений образования и методических объединений. Желательно к тому же знать английский язык. Впрочем, пока еще разрешают работать с тренером через переводчика. Высший уровень квалификации подразумевает менеджмент и управление школой.
Педагог сам может выступить с инициативой поехать на курсы. Но отбор кандидатур проводит отдел образования на основе рекомендаций директора. С одной стороны, кому как не руководителю школы знать возможности своего коллектива, но с другой, какой дальновидный директор отпустит лучшего педагога на курсы в разгар подготовки к ЕНТ? Особенно, если это малокомплектная школа. В итоге, учитель приносит пользу детям, но лишается возможности повысить квалификацию и получить надбавку к заработной плате. Об этой проблеме сегодня знают и ищут пути ее решения.
Впрочем, тренеры центра говорят, что иной раз сами учителя прикрываются надуманными причинами, отказываясь ехать на курсы. Виной всему страх и незнание реального положения дел. Пугает, к примеру, контроль за работой сертифицированного педагога. Хотя ничего страшного здесь нет. Как и раньше, по словам Сайран Нуркеновой, оценивать учителей будет администрация школы. Для этого есть определенные критерии, с которыми знакомят всех участников курсов. Снять квалификацию, даже если нет быстрого роста уровня знаний учеников, никто не сможет. Она подтверждается раз в пять лет.
– Курсы третьего уровня подразумевают трехмесячное обучение, – говорит Роза Базаканова. – На первом этапе учителя приезжают к нам в центр, где осваивают теоретическую базу, апробируют знания в группе, то есть испытывают новые методы на себе. После педагоги едут в свою школу, где в течение месяца внедряют методику, выделяют ее плюсы и минусы, определяют проблемные моменты. Третий этап курсов вновь проходит в областном центре. Учителя делятся опытом, анализируют свою работу. Каждый привозит видео- и фотозаписи уроков, готовит презентации, отчеты. Нужно показать, как на практике были использованы новые знания. Зачет педагогу ставят независимый тренер, оценщик с центра педагогических измерений и сами сокурсники. После этого еще нужно сдать теоретический экзамен, предусмотрена пересдача, если не все удастся с первого раза. Система максимально прозрачная. Наши учителя по результатам первые в республике.
На прошлой неделе команда специалистов центра «Өрлеу» побывала в Зыряновском районе. Тренеры посетили 10 уроков сертифицированных педагогов, чтобы посмотреть, как повышение квалификации повлияло на учебный процесс, и оказали методическую помощь. По словам Сайран Нуркеновой, работа Зыряновского отдела образования по внедрению кембриджской системы на сегодняшний день является показательной. Руководство отдела и школ помогает сертифицированным педагогам, правильно ведет документацию.
– Положительный опыт зыряновских учителей мы будем рекомендовать другим районам, – поясняет Сайран Ескендировна. – Очень хорошие результаты по созданию портфолио и нормативной базы мы увидели в Зубовской школе, грамотное взаимодействие учителей всех трех уровней в школах №№ 9 и 11. Мы отметили, что после курсов у педагогов изменилось отношение к обучению. Теперь учитель создает условия, чтобы каждый ребенок был центральной фигурой на уроке. В школе № 11 мы посетили прекрасный интегрированный урок…
Автор идеи данного урока – учитель химии и биологии высшей категории, руководитель МО учителей естественно-научного цикла Елена Федотова, окончившая кембриджские курсы первого уровня.
– Помимо своей основной педагогической работы, – сказала она, – занимаюсь обучением учителей. Организую групповые занятия и индивидуальные консультации, в рамках которых рассказываю о модулях кембриджской системы. Кроме того, занимаюсь исследовательской работой. Провожу анкетирование учеников, родителей и учителей.
Путем анализа выявляю проблемы в учебном процессе. На школьных уроках недавно использовала метод фотографии, который очень понравился детям. Принесла на урок химии изображения разных предметов и попросила учеников их проанализировать, провести классификацию. Ребятишек заинтересовало нестандартное задание, они активно включились в обсуждение и сами вывели тему «Металлы и неметаллы». Обязательно после занятий собираю мнение детей об уроке, прошу написать на листочке, что понравилось, что нет, что вызвало затруднения и т.д. Это помогает делать уроки интересными.
Судя по обратной связи, ученикам Елены Федотовой по душе образовательное ноу-хау. Благодаря новой методике, начали проявлять себя даже те ребята, которые всю жизнь сидели на «скамейке запасных». Именно такого эффекта должен добиться каждый сертифицированный педагог.
Нужно понимать, что курсы повышения квалификации – не только прибавка к зарплате, но и большая ответственность. Ведь рост успеваемости – лишь одна из задач. Масштабная цель всего проекта – воспитать поколение образованных, мыслящих и свободных от стереотипов людей, которые легко смогут решить любую задачу, поставленную перед ними жизнью.