«Приходите, дети, учиться!»
В славной плеяде наших выдающихся земляков особое место занимает замечательный ученый, просветитель, педагог-новатор, писатель, поэт, основоположник казахской письменной литературы, этнограф и публицист Ыбрай Алтынсарин.
Сегодня все признают, что выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключалась в создании в Казахстане совершенно новых для того времени народных светских школ. По сути, именно он стоял у истоков нашего национального образования. Благодаря целеустремленности, страстному желанию видеть свой народ образованным и огромной любви к детям ему удалось в разных городах открыть много школ. При его участии заработали учительская семинария, ремесленное училище, русско-казахские училища, волостные школы, училища для детей русских поселян и несколько женских училищ. Кроме того, Алтынсарин считал важным при школах и ремесленных училищах непременно организовывать библиотеки.
Основателя светского казахского образования и автора первых казахских учебников, рассказов и сказок для детей еще при жизни называли «вторым Ломоносовым» за его новаторские идеи.
За этими фактами стоит огромная организаторская работа, способность мыслить масштабно и умение убеждать власти в необходимости выделения средств (причем немалых) на развитие образования. Сегодня остается только удивляться неуемной энергии и работоспособности Ыбрая Алтынсарина, вложившего неоценимый вклад в развитие образования и культуры Казахстана.
В 1860 году Тургайское областное управление образования поручило ему организовать начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (г. Тургай). В этой школе, которую Ыбрай торжественно открыл в январе 1864 года, ему предстояло работать учителем русского языка. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. В 1869 году талантливого учителя назначили инспектором школ Тургайской области. В этой должности он проработал до конца своей жизни.
Алтынсарин не только организовывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу. И не забывал заботиться об открытии библиотеки при каждой школе.
Кроме огромной организаторской работы по созданию новых школ, училищ, гимназий, библиотек, он писал для казахских детей рассказы и сказки на основе фольклора разных народов мира.
Задолго до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин занялся составлением учебных пособий для учащихся русско-казахских школ, он потратил около трех лет на разработку казахского алфавита на основе кириллицы. В 1879 году в Оренбурге были изданы его книги и пособия – «Первоначальный порядок обучения казахов русскому языку» и «Правила обучения русских казахскому языку». В том же году в Казани издали хрес¬томатию Алтынсарина, в которой, по словам одного из его биографов, «отразился он весь, и как знаток и ценитель родного фольклора, и как педагог, публицист, деятель казахской литературы, основоположник казахской собственно художественной прозы».
ФАКТ-ЛИСТ
Один из родоначальников художественной казахской прозы, чьи рассказы и сказки для детей стали первыми произведениями в этом жанре в казахской литературе, родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области (ныне Алтынсаринский район Костанайской облас¬ти). Ыбраю не было еще и четырех лет, как умер его отец Алтынсары Балгонжин. Мальчик воспитывался у своего деда – известного бия Балгожи Жанбуршина. В 1850 году бий Балгожа определил своего 9-летнего внука в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Как вспоминал Ыбрай, Оренбургская школа многое ему дала. Здесь ученики познавали русский язык, арифметику, обучались составлению деловых бумаг на русском языке и многому другому. Удивительно, что маленький Ыбрай, помимо школьной программмы, увлекся такими серьезными авторами, как Шекспир, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Гете, Навои, Фирдоуси, и многими другими, которые оказали огромное влияние на его духовный и нравственный мир. После семи лет учебы в 1857 году Ыбрая как прилежного ученика и отличного выпускника оставили при областном начальнике Оренбурга В. Григорьеве в качестве переводчика.
Ыбрай Алтынсарин написал казахскую хрестоматию на кириллице и начал ее стихами «Приходите, дети, учиться». Здесь поэт Алтынсарин, обращаясь к детям, говорит о пользе науки и вреде бескультурья. И каждое стихотворение строит на контрастном противопоставлении невежества и знания. Мастерски используя традиции устной народной поэзии, талантливый педагог стремится сделать свою мысль максимально ясной и понятной: «Знайте, неграмотный бродит, словно слепой во тьме. Дети, будем учиться! Ученье дает вам счастье, оно озарит, как свет. Каждое ваше желание яркий оставит след». В свою хрестоматию он включил более 40 стихотворений, рассказов и поучений. А также специально для своего учебника перевел на казахский язык басни И. Крылова, рассказы Л. Толстого, К. Ушинского,
В. Даля, отдельные четверостишия из произведений А. Пушкина. М. Лермонтова, Н. Некрасова и других русских поэтов и писателей.
Не меньшую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ыбрая Алтынсарина, значительную часть которого сос¬тавляет переписка казахского просветителя с друзьями, учителями и многими известными в те годы представителями народного образования.
В 1883 году Ыбрай Алтынсарин вернулся в родной Николаевский (Кустанайский) уезд. Его жизненный путь закончился рано – он умер 17 июля 1889 года в возрасте 48 лет.
Богатое творческое наследие дает нам сегодня право называть Ыбрая Алтынсарина не только первым казахским педагогом-новатором, ученым-этнографом, фольклористом, но и одним из основоположников казахского литературного языка.
ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова КН МОН РК, доктор исторических наук,
профессор
«Казахстанская правда», 12 июля 2013 г.