Общество

«Приходите, дети, учиться!»

В славной плеяде наших выдающихся земляков особое место занимает замечательный ученый, просветитель, педагог-новатор, писатель, поэт, основоположник казахской письменной литературы, этнограф и публицист Ыбрай Алтынсарин.

«Приходите, дети, учиться!»
Сегодня все признают, что выдающаяся историческая заслуга Алтынсарина заключалась в создании в Казахстане совершенно новых для того времени народных светских школ. По сути, именно он стоял у истоков нашего национального образования. Благодаря целеустремленности, страстному желанию видеть свой народ образованным и огромной любви к детям ему удалось в разных городах открыть много школ. При его участии заработали учительская семинария, ремесленное училище, русско-казахские училища, волостные школы, училища для детей русских поселян и несколько женских училищ. Кроме того, Алтынсарин считал важным при школах и ремесленных училищах непременно организовывать библиотеки.

Основателя светского казахского образования и автора первых казахских учебников, рассказов и сказок для детей еще при жизни называли «вторым Ломоносовым» за его новаторские идеи.

За этими фактами стоит огромная организаторская работа, способность мыслить масштабно и умение убеждать власти в необходимости выделения средств (причем немалых) на развитие образования. Сегодня остается только удивляться неуемной энергии и работоспособности Ыбрая Алтынсарина, вложившего неоценимый вклад в развитие образования и культуры Казахстана.

В 1860 году Тургайское областное управление образования поручило ему организовать начальную школу для казахских детей в Оренбургском укреплении (г. Тургай). В этой школе, которую Ыбрай торжественно открыл в январе 1864 года, ему предстояло работать учителем русского языка. Так началась просветительская деятельность Алтынсарина. В 1869 году талантливого учителя назначили инспектором школ Тургайской области. В этой должности он проработал до конца своей жизни.

Алтынсарин не только организовывал светские народные школы, но и разрабатывал для них дидактические принципы обучения и воспитания детей, писал учебные и методические пособия, регулярно осуществлял инспекторский надзор, ежегодно посещая каждую школу. И не забывал заботиться об открытии библиотеки при каждой школе.

Кроме огромной организаторской работы по созданию новых школ, училищ, гимназий, библиотек, он писал для казахских детей рассказы и сказки на основе фольклора разных народов мира.

Задолго до назначения на должность инспектора школ Тургайской области Алтынсарин занялся составлением учебных пособий для учащихся русско-казахских школ, он потратил около трех лет на разработку казахского алфавита на основе кириллицы. В 1879 году в Оренбурге были изданы его книги и пособия – «Первоначальный порядок обучения казахов русскому языку» и «Правила обучения русских казахскому языку». В том же году в Казани издали хрес¬томатию Алтынсарина, в которой, по словам одного из его биографов, «отразился он весь, и как знаток и ценитель родного фольклора, и как педагог, публицист, деятель казахской литературы, основоположник казахской собственно художественной прозы».

ФАКТ-ЛИСТ

«Приходите, дети, учиться!»Один из родоначальников художественной казахской прозы, чьи рассказы и сказки для детей стали первыми произведениями в этом жанре в казахской литературе, родился 20 октября (1 ноября) 1841 года в Аракарагайской волости Николаевского уезда Тургайской области (ныне Алтынсаринский район Костанайской облас¬ти). Ыбраю не было еще и четырех лет, как умер его отец Алтынсары Балгонжин. Мальчик воспитывался у своего деда – известного бия Балгожи Жанбуршина. В 1850 году бий Балгожа определил своего 9-летнего внука в школу-интернат при Оренбургской пограничной комиссии. Как вспоминал Ыбрай, Оренбургская школа многое ему дала. Здесь ученики познавали русский язык, арифметику, обучались составлению деловых бумаг на русском языке и многому другому. Удивительно, что маленький Ыбрай, помимо школьной программмы, увлекся такими серьезными авторами, как Шекспир, Байрон, Пушкин, Лермонтов, Гете, Навои, Фирдоуси, и многими другими, которые оказали огромное влияние на его духовный и нравственный мир. После семи лет учебы в 1857 году Ыбрая как прилежного ученика и отличного выпускника оставили при областном начальнике Оренбурга В. Григорьеве в качестве переводчика.

Ыбрай Алтынсарин написал казахскую хрестоматию на кириллице и начал ее стихами «Приходите, дети, учиться». Здесь поэт Алтынсарин, обращаясь к детям, говорит о пользе науки и вреде бескультурья. И каждое стихотворение строит на контрастном противопоставлении невежества и знания. Мастерски используя традиции устной народной поэзии, талантливый педагог стремится сделать свою мысль максимально ясной и понятной: «Знайте, неграмотный бродит, словно слепой во тьме. Дети, будем учиться! Ученье дает вам счастье, оно озарит, как свет. Каждое ваше желание яркий оставит след». В свою хрестоматию он включил более 40 стихотворений, рассказов и поучений. А также специально для своего учебника перевел на казахский язык басни И. Крылова, рассказы Л. Толстого, К. Ушинского,
В. Даля, отдельные четверостишия из произведений А. Пушкина. М. Лермонтова, Н. Некрасова и других русских поэтов и писателей.

Не меньшую художественную, историческую и познавательную ценность представляет публицистическое наследие Ыбрая Алтынсарина, значительную часть которого сос¬тавляет переписка казахского просветителя с друзьями, учителями и многими известными в те годы представителями народного образования.

В 1883 году Ыбрай Алтынсарин вернулся в родной Николаевский (Кустанайский) уезд. Его жизненный путь закончился рано – он умер 17 июля 1889 года в возрасте 48 лет.

Богатое творческое наследие дает нам сегодня право называть Ыбрая Алтынсарина не только первым казахским педагогом-новатором, ученым-этнографом, фольклористом, но и одним из основоположников казахского литературного языка.

Жарас Ермекбай,

ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р. Сулейменова КН МОН РК, доктор исторических наук,
профессор

«Казахстанская правда», 12 июля 2013 г.

Еще новости

Back to top button