Преступная паутина

Интернет-мошенники становятся настоящим бедствием и для полиции, и для доверчивых граждан. Всевозможные махинации с банковскими счетами и денежными переводами существенно затрудняют отслеживание и поимку злоумышленников. С каждым годом количество преступлений растет, а процент раскрываемости, к сожалению, остается на низком уровне.
Часто жертвами интернет-мошенников становятся люди, заказывающие в другом городе запчасти для машин. 24-летняя Тамара Красильникова (имя и фамилия изменены) лишилась 128 тысяч тенге, заказав по объявлению на сайте Kolesa.kz двигатель для своего автомобиля Audi С4. Подобным образом двигатели для своих машин купили ее брат и приятель, сделки и в том, и в другом случае прошли успешно, и Тамара не подозревала неладное. У девушки, в общем-то, не было выбора, в родном Усть-Каменогорске товар найти она не могла, а если кто и предлагал привезти его на заказ, то по очень высокой цене.
– Я обзвонила нескольких человек, нашла подходящий, как мне казалось, вариант. Мужчина представился сотрудником авторазбора в Костанае, сказал, что после перечисления денег отправит двигатель в этот же день, а получу я его через три дня. Мне прислали фотографию двигателя, — рассказывает Тамара Красильникова. – Я скинула деньги, мужчина позвонил, сказал, что получил их, через час он сообщил, что отправил товар, а потом просто выключил телефон. В пятницу, когда двигатель должен был прийти, я написала заявление в полицию.
По словам пострадавшей, все, что происходило дальше, повергло ее в шок. Тамара Красильникова неоднократно приходила в Ульбинский отдел полиции УВД Усть-Каменогорска, чтобы побеседовать со следователем и узнать, как продвигается дело. Но под различными предлогами ей в беседе отказывали, перепоручали дело другому следователю, обещали провести мероприятия по поиску и установлению личности подозреваемого, но о результатах не сообщали.
– Я думаю, что они ничего не сделали, чтобы найти этого человека, хотя я дала его контакты, данные счета. Зато сотрудники правоохранительных органов мне сообщили, что спустя три дня после моего обращения в полицию на этого же мужчину написали заявление в Астане, тоже по мошенничеству. А сколько еще человек могут пострадать, пока следствие ведется таким вот образом? – восклицает Тамара Красильникова.
Не получив ответов от полицейских, девушка написала жалобу в прокуратуру. Также Тамара Красильникова отправила письмо в УВД Усть-Каменогорска с просьбой сообщить, какие мероприятия были проведены в ходе расследования ее уголовного дела. На момент написания материала ни от одной, ни от другой инстанций ответа не пришло.
Похожий случай, но с благоприятным исходом, произошел в Семее. 25-летняя девушка заказала одежду в интернет-магазине. Общая стоимость покупок составила 215 тысяч тенге. Семейчанка внесла всю сумму на счет продавца, товар должен был прийти через месяц, но девушка его так и не дождалась. Все телефоны, указанные на сайте, были отключены. Покупательница обратилась в полицию, возбудили уголовное дело.
– Сотрудники правоохранительных органов вычислили и задержали подозреваемого – 43-летнего ранее судимого жителя Семея. Проверяется его причастность к другим аналогичным преступлениям, – сообщили в пресс-службе ДВД ВКО.
Уголовные дела по интернет-мошенничеству возбуждаются по пункту 4 части 2 статьи 190 Уголовного кодекса РК «Мошенничество путем обмана или злоупотребления доверием пользователя информационной системы». Жертвами таких преступников становятся люди, совершающие покупки в социальных сетях или через сайты с объявлениями.
По информации управления внутренних дел Усть-Каменогорска, в прошлом году в полицию поступило 184 заявления от обманутых граждан, все они были зарегистрированы в едином реестре досудебных расследований. Суд рассмотрел и вынес решения по 14 уголовным делам, три дела завершились примирением сторон, 11 дел прекращены за отсутствием состава преступления, остальные до сих пор не раскрыты. В этом году ситуация усугубилась. На 23 августа 2017 года в полицию обратились уже более 130 пострадавших от интернет-мошенников, в суд переданы только два уголовных дела, три дела прекращены за отсутствием состава, 126 – остаются нераскрытыми.
– Интернет-мошенничество по способу совершения делится на несколько типов, — рассказывает начальник отдела по расследованию преступлений против собственности УВД Усть-Каменогорска Кайрат Касенов. – Первый способ – жертвами становятся граждане, совершающие покупки в Сети. При этом злоумышленник просит либо заплатить всю стоимость товара, либо внести предоплату в сумме более 50 процентов от стоимости товаров. Второй способ – злоумышленник под предлогом перечисления задатка за приобретение недвижимого или движимого имущества, либо возврата денег за неоказанные услуги, либо перевода выигрыша в лотерее просит жертву привязать логин и пароль банковской карточки к своему телефону. Объясняет он это тем, что хочет удостовериться, что деньги, которые он перечислит, точно дойдут до получателя. Когда у злоумышленника появляется доступ к счету, он заходит в систему и переводит имеющиеся там средства на свои счета.
Помощь в поимке мошенников могут оказать всевозможные сведения, которыми владеют пострадавшие. Это переписки, контакты, данные банковского счета. Многие смартфоны поддерживают функцию записи телефонного разговора – полиция примет и такую улику. Обычно люди предоставляют сотрудникам правоохранительных органов практически все из перечисленного. Но этого может быть недостаточно.
– Зачастую мошенники используют данные третьих лиц. Перевод через банк второго уровня можно оформить только по ИИН, это должен быть ИИН реального лица. Но в большинстве случаев эти лица банковскими картами не владеют. Карты оформляются, к примеру, на лиц, злоупотребляющих алкоголем, от их же имени и снимаются деньги. Бывает, карточки оформлены на людей пенсионного возраста, которые от интернета в принципе далеки, они не могут совершить мошенничество в Сети, – пояснил Кайрат Касенов.
В случае потери денег после махинаций интернет-мошенников есть вероятность, пусть и небольшая, их вернуть до окончания следствия, но только в том случае, если перевод был осуществлен с личной банковской карты пострадавшего. Как нам сообщили в call-центре одного из крупных банков Усть-Каменогорска, такая процедура называется возвратный платеж, или чарджбэк, и провести ее можно владельцам карт Visa и MasterCard, обратившись с заявлением в банк второго уровня, где эти карты обслуживаются. Но должны быть соблюдены определенные условия по срокам платежа, а заявитель, обманутый мошенниками, должен предоставить доказательства того, что не получил услугу или товар, который оплатил. Возврат платежа – процесс сложный, долгий, углубляться в который мы не будем. Подробнее о чарджбэке можно узнать в любом отделении банка. Отметим лишь, что, по заверению экспертов, около 20 процентов заявителей таким путем возвращают свои деньги назад.
Как еще застраховать себя от мошенников?
– Во-первых, следует тщательно проверить того, кому вы передаете свои деньги, получить гарантии – чем он может подтвердить, что отправит товар или выполнит услугу, – объясняет Кайрат Касенов. – Во-вторых, не нужно никому передавать свои данные, копии удостоверения личности, номера банковских счетов. Зачастую злоумышленники просят сфотографироваться со своим удостоверением личности. В дальнейшем они могут использовать документ для своих преступных целей. В-третьих, следует прочитать в интернете отзывы, рекомендации о продавцах, магазинах.
Если есть необходимость заказать запчасть для автомобиля в другом городе, хорошо бы иметь там знакомых, которые могли бы приехать и проверить, существует ли авторазбор на самом деле, есть ли там этот товар. Но можно и «сблефовать» – не имея знакомых, предложить такой вариант проверки продавцу. Если он начнет увиливать, то о сделке с ним и думать не стоит.
Фото Виталия Иванова