Предметы старины глубокой
Деревянные резные сундуки, женские ювелирные изделия из серебра и полудрагоценных камней, конская упряжь и седла, украшенные серебряными пластинами, бытовая утварь, ковры ручной работы – все это и многое другое представлено жителям Семея на этнографической выставке из частной коллекции художника-ювелира Сержана Баширова.
Государственный историко-культурный и литературно-мемориальный заповедник-музей Абая «Жидебай-Борили» совместно с Государственным университетом им. Шакарима пригласили известного художника и коллекционера Сержана Баширова подарить землякам радость общения с предметами материальной культуры казахского народа, бытовавшими более века тому назад.
Родился и вырос Сержан в селе Акжар Тарбагатайского района Восточно-Казахстанской области. Как и многие его сверстники, любил рисовать и лепить. Но он никогда не думал связать свою жизнь с миром искусства. Наоборот, окончив восьмилетку, собрался поступать в Саратовский техникум, что под Усть-Каменогорском, чтобы получить рабочую специальность, которая всегда пригодится для работы в сельской местности.
Но отец считал по-другому. Это он настоял на том, чтобы сын поехал учиться в Алма-Атинское художественное училище. И оказался прав. Пусть и не с первого раза, но талантливый сельский парнишка выдержал вступительные экзамены и стал учиться на художника.
Кстати, в момент поступления живопись его не сильно привлекала. Он понял свое предназначение только тогда, когда впервые увидел, как работают мастера по художественной обработке металлов.
– Расплавленный, дрожащий, будто живой, металл меня просто заворожил, – вспоминает Сержан Баширов. – Я научился работать с медью, латунью, бронзой, серебром и золотом. Именно эти металлы чаще всего используют в своей работе ювелиры.
Именно в студенческие годы Сержан впервые осознал красоту старинных монет. Как-то раз он увидел царские серебряные полтинники в руках своего сокурсника. И вспомнил, что его бабушка тоже часто пришивала к одежде с изнаночной стороны такие же серебряные монетки. Вернувшись домой, он спросил у бабушки, где они теперь, но, оказалось, сохранилась только одна. Именно этот бабушкин серебряный полтинник и стал первым экспонатом будущей богатейшей коллекции Сержана Баширова.
– Будучи студентом, я любил регулярно посещать художественные музеи. Прежде всего, Государственный музей и художественную галерею им. Тараса Шевченко, ныне музей им. Кастеева, – признался художник-ювелир. – Там я часто рассматривал старинные украшения, выполненные мастерами казахского народа. А потом начал делать с них копии.
Параллельно пришло подлинное понимание идеи коллекционирования. В конце 80-х годов прошлого века и особенно в 90-е годы он стал завсегдатаем алматинского блошиного рынка и специального места сбора всех коллекционеров города, где можно было приобрести или обменять понравившуюся вещицу. Ювелиру и истинному ценителю старины были очень интересны предметы быта, убранства казахских жилищ, текстиль и, конечно же, украшения, изготовленные старыми мастерами казахского народа.
Очень скоро страстный коллекционер вышел за рамки Алматы, стал активно посещать ярмарки декоративно-прикладного искусства в разных городах Казахстана, где знакомился с другими мастерами. Там же иногда приобретал новые экспонаты для своей коллекции. А также из месяца в месяц, из года в год продолжал знакомство с музейными экспозициями, представленными в городах нашей страны. В тихих выставочных залах художник искал новые источники вдохновения, новые впечатления и идеи, чтобы затем воплотить их в жизнь. В его творчестве национальные традиции казахских зергеров (ювелиров) отражаются в современной огранке.
Сержан Баширов является автором ювелирных изделиий, выполненных в стиле этноавангарда. В своих работах мастер использует серебро, кость, кораллы, агаты. А для инсталляций – дерево, мех, металлы, совмещая разные стили, разнообразную технику. Он участвовал в различных международных и республиканских выставках, где были представлены его работы и экспонаты из личной коллекции.
Навыки профессионального ювелира и художника не раз помогали коллекционеру сохранить старинные вещи или вернуть им вторую жизнь. Используя свои знания, Сержан тщательно обрабатывает деревянные поверхности или текстиль различными составами, чтобы остановить процесс старения и саморазрушения дерева и ткани. А вот некоторые серебряные украшения мастер берется отреставрировать. Так, на выставке в Семее представлен мужской кожаный пояс с серебряными бляшками, у которого отсутствовала вторая половинка застежки. Ювелир изготовил недостающую деталь, полностью повторив технологию изготовления декоративного украшения и его затейливый орнамент.
– Довольно часто новые вещи приходят ко мне в дом или в мастерскую просто в качестве даров от соседей, знакомых и даже случайных посетителей моей мастерской, – рассказывает коллекционер. – Сундуки, предметы быта, деревянные изделия и многое другое до сих пор пылится на чердаках старинных домов и усадеб. Чтобы эти вещи обрели вторую жизнь, люди передают их в дар художнику, который не только сохранит, но и даст возможность полюбоваться ими другим людям.
Некоторые экспонаты личной коллекции Сержана Баширова служат ему в качестве учебных пособий или наглядных примеров техники художественной обработки дерева или металла для его занятий со студентами Национального университета искусств в Астане, где художник-ювелир много лет работает преподавателем.
Но иногда, время от времени, он вывозит свою коллекцию «в свет», чтобы этнографическими сокровищами могли насладиться многие казахстанцы.
Идея организации выставки коллекции Сержана Баширова в выставочном зале Государственного историко-культурного и литературно-мемориального заповедника-музея пришла в голову ректору Государственного университета им. Шакарима Мееру Ескендирову. Несколько лет назад он познакомился с коллекцией ювелира, которая восхитила его своим богатством и многообразием экспонатов.
Дело в том, что между музеем Абая и Государственным университетом им. Шакарима несколько лет назад подписан меморандум о сотрудничестве. В последнее время он вышел на очередной уровень. Так, в нынешнем учебном году на базе университета открыт новый факультет казахской филологии. Все занятия – лекции, семинары, практикумы и коллоквиумы – по предмету абаеведения проводятся исключительно в залах музея.
И вот теперь новый совместный культурно-образовательный проект: организация выставки из собрания коллекционера, педагога, художника-ювелира Сержана Баширова. Глубоко ценящий традиции своего народа, он открывает выставку на родной земле, где показывает богатство традиционного декоративно-прикладного искусства казахского народа.
– Преподавателям университета пришла идея представить эту выставку изделий через призму романа Мухтара Ауэзова «Путь Абая», – рассказывает руководитель центра «Шакаримтану» ГУ им. Шакарима, кандидат филологических наук Акмарал Смагулова. – Ведь недаром говорят, что именно этот роман является настоящей энциклопедией жизни, быта и традиций казахского народа конца XIX – начала ХХ веков. Именно к этому периоду относятся и вещи, собранные Сержаном.
Так возник проект выставки: «Абай жолы – руханият жолы». На ней представлено около 200 предметов. Это ковры, изделия из кожи и дерева, ювелирные украшения. Особую ценность представляют редкие экземпляры казахских тускиизов (вышитых настенных ковров) начала ХХ века, кебеже (резных и расписных сундуков и сыкырлауык (дверей юрты) конца XIX — начала ХХ веков, а также коллекция мужских поясов.
Женских серебряных ювелирных украшений здесь более сотни. Можно увидеть великолепно выполненные и богато украшенные орнаментами серьги, тумары, обереги, ожерелья и перстни. Один из самых любопытных экспонатов – крошечный серебряный компас, очень напоминающий небольшой женкий кулон с крышечкой. Только вместо портрета любимого человека под ней спряталась магнитная стрелка. Эту вещицу Сержан Баширов приобрел четыре года назад.
Не уступают по красоте исполнения и серебряные украшения для лошадиной сбруи и мужских поясов. Богатство орнаментов и полет фантазии старых матеров казахского народа не имели пределов. Фактически, в коллекции нет ни одного украшения, которое бы по орнаменту повторяло другое.