Политика

Предельный тариф уже давно не миф

В Усть-Каменогорске в областном акимате с участием представителей местных органов власти, работников департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий (АРЕМ), депутатов областного и городского маслихатов, руководителей субъектов естественных монополий проведен круглый стол, на котором обсуждены вопросы тарифной политики в регионах на современном этапе.

Предельный тариф уже давно не мифКак отметил заместитель акима области Айтказы Шерубаев, решение водных проблем является одним из важнейших приоритетов в Стратегии развития Казахстана до 2030 года и в рамках реализации тех задач, которые поставил Президент страны Нурсултан НАЗАРБАЕВ в своем Послании народу Казахстана.

Предстоящее изменение механизма тарифообразования на воду, в первую очередь, связано с ограниченностью водных ресурсов, их экономией, а также необходимостью модернизации и реконструкции активов водоканалов.

По словам заместителя акима, от введения системы предельных тарифов выиграют все – и монополисты, и потребители. Ведь работники коммунальных служб в этом случае получат возможность планировать модернизацию оборудования и сетей, а потребители – своего рода «страховку» от неожиданных скачков цен на услуги монополистов.

Далее участники круглого стола заслушали информацию начальника областного департамента АРЕМ Кайрата Уразбаева.

Что же это такое – предельные тарифы и с чем их, как говорится, едят? Эта система подразумевает, что монополист заранее составляет план повышения цен на свои услуги сразу на три или пять лет и строго его придерживается.

Кстати, данная практика в Казахстане была введена еще в 2009 году на всех электростанциях страны. По данным статис-тики, это дало положительный эффект – инвестиции потекли в отрасль, и сейчас производители проводят активную работу по реконструкции и модернизации электростанций, что, в свою очередь, позволит уже в ближайшем будущем увеличить объемы производимой электроэнергии.

Есть в этой системе только одно «но»: не исключено, что с переходом наших коммунальных предприятий (Водоканалов, Теплоцентралей и т.д.) на работу по предельным тарифам их услуги подорожают, и поэтому необходимо уже сейчас подумать о защите наиболее бедных слоев населения с помощью дифференциации тарифов по группам потребителей.

Как пояснил К. Уразбаев, одним из основных преимуществ применения предельных тарифов является их стабильность и предсказуемость, качество оказываемых монополистами услуг, рост инвестиций в модернизацию основных фондов предприятий коммунальной сферы.

Действительно, действующие сегодня тарифы на воду не учитывают расходы на проведение комплексной модернизации, направленной на обновление технологий и повышение качества услуг, так как источник для инвестиций – амортизация и прибыль в структуре тарифа занимает незначительную долю.

На данном этапе сети и оборудование Водоканалов изношено на две трети. В результате средний уровень нормативных технических потерь в водохозяйственных системах республики составляет порядка 30-35 процентов, а фактические потери, в том числе и в нашем регионе, и того больше.

Именно поэтому предлагаемая новая форма тарифообразования направлена на формирование дополнительной возможности для обновления и модернизации субъектов естественных монополий, повышение качества и снижение неэффективного расходования и потерь водных ресурсов.

– Важный момент во всей этой системе, – подчеркнул Айтказы Шерубаев, – защита прав потребителей. Для этого предлагается ограничить уровень прибыли тех же Водоканалов в пределах сумм, необходимых для реализации инвестиционной программы. Это связано с тем, что введение нового механизма тарифообразования может привести к превышению суммарного уровня амортизации и прибыли в тарифе над объемами инвестиций. В данном случае допускается корректировка действующих инвестиционных программ Водоканалов с учетом дополнительной потребности в инвестициях для масштабной модернизации и реконструкции. При этом местными органами власти будет усилен контроль за исполнением Водоканалами взятых на себя инвестиционных обязательств.

В целом по республике на данный момент около 200 Водоканалов оказывают услуги в сельской местности. У некоторых из них уровни тарифов достигают 700 тенге/м3, в связи с высокой стоимостью водопроводов.

В Восточном Казахстане по сравнению с другими населенными пунктами страны вода дешевая. Наиболее высокий тариф в Серебрянске – 83 тенге за кубометр воды (для сравнения: в Усть-Каменогорске – 18,7, в Семее – 18,3, в Риддере – 16 тенге, в странах Евросоюза – семь евро).

В этой связи предлагается внести дополнение в особый порядок в части распространения нового механизма формирования тарифов только для тех Водоканалов, тарифы на воду которых не превышают 200 тенге за 1 м3 в разовом порядке. Последующее изменение тарифов будет осуществляться в общем порядке.

С тарифами, как говорится, все более-менее понятно. Непонятно другое, какими будут нормы водопотребления, как будет вестись учет потребляемой воды предприятиями и организациями, частными и юридическими лицами?

Это, кстати, один из самых больных вопросов как в целом по республике, так и в нашем регионе. Восточный Казахстан здесь (по уровню оснащенности групповыми и индивидуальными приборами учета) позади планеты всей. Индивидуальными счетчиками горячей воды охвачено порядка
56 процентов населения, холодной воды – 67 процентов, общедомовыми приборами учета тепловой энергии – 36 процентов потребителей.

А ведь применение приборов учета дает экономию около 20-40 процентов. При этом, к примеру по Усть-Каменогорску, средний фактический показатель потребления воды по приборам учета составил в текущем году 3,2 кубических метра на одного человека в месяц, при действующей норме потребления в 7,5 кубометра. Вот вам и скрытый резерв экономии, который многие жители наших городов и поселков полностью игнорируют.

Другой мерой, направленной на рациональное потребление водных ресурсов, является внедрение дифференцированных тарифов по группам потребителей. На сегодняшний день все субъекты естественной монополии, включенные в местный раздел Государственного регистра, работают по тарифам, дифференцированным по группам потребителей, – население и юридические лица.

Следующий шаг в этой схеме – дифференцирование тарифов по объемам потребления. Первый субъект, для которого утверждены такие тарифы, это ГКП «Новая Согра». В дальнейшем подобная тарифная схема будет внедрена во всех Водоканалах области…

Подводя итоги круглого стола, его участники сделали акцент на строжайшей экономии водных ресурсов, поддержали новый механизм тарифообразования на воду. В этой связи, а также в целях стимулирования установки приборов учета, будет продолжена практика введения дифференцированных тарифов по объему ее потребления и в зависимости от наличия или отсутствия счетчиков.

Владимир Минченко

Еще новости

Back to top button