Помощь в режиме онлайн
Куматай Дусипов из Курчума после интернет-тренинга онлайн-центра по программе «Береке» получил кредит на два миллиона тенге, на которые приобрел крупный рогатый скот и открыл собственное крестьянское хозяйство. В Выдрихе Шемонаихинского района, в результате проведенных консультаций по программе «Развитие предпринимательства на селе» и при содействии онлайн-центра, жители села оформляют кредиты на животноводство. А в Катон-Карагае после проведенных консультаций был разработан бизнес-план для привлечения инвестиций на сумму 40 миллионов тенге на открытие новой гостиницы в райцентре. И это еще не все успешные истории не так давно открывшихся онлайн – центров в селах Восточного Казахстана. За каждой из них стоят реальные люди с их надеждами на лучшую жизнь.
Сам проект «Онлайн-центр поддержки сельского предпринимательства» реализуется под эгидой акимата Восточного Казахстана в 32 библиотеках области. Главный партнер проекта – программа развития ООН. Инвесторы из Организации Объединённых Наций предоставили компьютерное и проекционное оборудование, а также множительную технику.
Координирует работу онлайн-центров областная библиотека имени А.С. Пушкина. Среди других партнеров проекта – отделы предпринимательства и бизнес-консультанты, управление по делам молодежи ВКО, учреждения занятости и социальных программ. Открытие онлайн-центров поддержки предпринимательства приобретает чрезвычайную актуальность, потому что они содействуют социальной и экономической активности населения, как в реальном, так и виртуальном режиме. В онлайн-центре ведутся бесплатные тренинги по основам работы на компьютере и в Интернете, семинары по использованию государственных онлайн-услуг, дистанционные консультации. Также здесь проходят семинары с приглашением специалистов из различных сфер деятельности – юристов, представителей кредитных организаций и фондов.
– К примеру, в день открытия в онлайн-центре в с. Бородулихе проводился семинар с участием фонда «Даму», где предпринимателей обучали основам бизнес-планирования, знакомили с возможностями для получения льгот, субсидий и другими важными вопросами предпринимательства, – рассказывает координатор проекта Асель Омарова. – С открытием таких онлайн-центров повышается доступ к социальным и экономическим услугам для уязвимых групп населения – безработных, людей с ограничениями в здоровье, малообеспеченных категорий населения. Здесь они будут получать бесплатное электронное обучение и доступ к Интернету, чтобы дистанционно консультироваться с медиками, искать вакансии и размещать резюме на виртуальных досках объявлений, находить бизнес-идеи, чтобы начать свое дело и т.д.
Организаторы надеются, что местное сообщество, особенно молодежь, различные образовательные и социальные учреждения, неправительственные организации будут активно участвовать в деятельности онлайн-центров. Бесплатно проводить компьютерные тренинги, деловые игры, делиться своим опытом в бизнесе, консультировать начинающих предпринимателей или просто помогать формировать группы, информировать своих односельчан об услугах онлайн-центров и новых возможностях. Результаты уже есть. Например, водитель Таир Азимханов использует доступ к Интернету для поиска сведений об автотранспорте, потому что планирует приобрести автобусы и открыть бизнес по пассажирским перевозкам. Студенты колледжа «Тарбагатай», обучающиеся на курсах поваров и кулинаров, женщины-домохозяйки с интересом просматривают в Интернете информацию по приготовлению различных блюд, рецепты салатов, тортов и другой выпечки, сервировке праздничных дастарханов, приготовлению различных напитков, секреты сохранения продуктов. Жители сел просматривают схемы построек коттеджей, с интересом изучают и скачивают изображения кованых ворот и других изделий.
– В посёлке Глубокое в результате семинаров по использованию услуг портала электронного правительства его участники, а это 78 человек – предприниматели, безработная молодежь, инвалиды – имеют большие успехи. Ими выполнено 72 справки для 66 пользователей, кроме того, электронные цифровые подписи, поставили детей в очередь на детский сад, поработали с налоговой службой, двое безработных после этого трудоустроились. Молодому специалисту судмедэксперту найденный материал помог разобраться в судебно-бухгалтерской экспертизе.
В результате проведенных консультаций четыре человека планируют открыть свое дело по разведению крупного рогатого скота, для чего приступают к составлению бизнес-планов. А сельчанин Еркин Туяк в онлайн-центре через сайт Министерства труда и социальной защиты населения РК получил информацию о защите прав инвалидов.
Онлайн-центры открыты практически во всех селах Восточного Казахстана. Они помогли уже людям многих профессий повысить свое благосостояние. А благосостояние граждан Казахстана – это, прежде всего, залог процветающей страны.