Культура

Пока еще «скачут» древние архары

Около пяти тысяч рисунков древних художников насчитал на скалах и камнях близ аула Сары-олен Курчумского района местный краевед Талаптан Тойбаев.

Пока еще «скачут» древние архарыПочти 30 лет он изучает каменную галерею. С детства паренек вместе с родителями-чабанами объездил верхом на лошади вдоль и поперек родной район, да и не только его, а всю область. «Там и познакомился с рисунками древнего человека», – говорит краевед. По образованию он историк, так что его мнение о найденных в Курчумском районе петроглифах достаточно компетентно.

А известно стало об этой группе рисунков еще в восьмидесятых годах прошлого столетия. Название горы, по словам нашего собеседника, пошло от непонимания двух языков. Тогда сюда приехали специалисты. Научный сотрудник историко-краеведческого музея Галина Кущ спросила при встрече местного чабана, как называются в народе эти сопки.
Аксакал, не умевший говорить по-русски, подумал, что у него спрашивают имя, и ответил: «Сарбай». Женщина в свою очередь не зная казахского языка, решила, что так называется гора. С тех пор укоренилось в народе название этих мест – сопки Сарбай, Сарбайские горы.

На скалах изображены животные, древние люди, есть бытовые картинки. Рассматривая в свое время воинов с луками, охотников, табуны лошадей, стадо оленей, архаров и косуль, известный археолог Зейнула Самашев предположил, что рисунки эти сделаны не менее 2500 лет до нашей эры и относятся, скорее всего, к каменному веку. Талаптан с сомнением качает головой: «По-моему, это начало железного века. Выбить рисунок с помощью камня о камень невозможно. Тут нужно зубило…».

Впрочем, современные технологии нанесения слов, рисунков и прочего «культурного мусора», который сейчас окружает это историческое место, скоро сделают этот спор бесполезным. Местные вандалы того и гляди затрут краской вековые петроглифы, выписывая свои автографы. «Уже сейчас оралманы, наши братья, разбирают ценные камни под фундаменты своих жилищ, – говорит Талаптан. – И никто им в этом не препятствует».

Краевед и историк Т. Тойбаев высказывает дельную мысль: почему для охраны леса у нас есть лесники, а для охраны таких памятных мест, как наскальная роспись – нет? Лес, если потеряешь гектар насаждений, еще можно как-то восстановить, а лишишься хотя бы одного камня – это уже безвозвратно.

Талаптан Тойбаев старается, чтобы рисунки Сарбайских гор остались хотя бы в памяти подрастающего поколения.
Поскольку он руководит сегодня детским оздоровительным лагерем «Балдаурен», то часто приводит ребят на «тысячелетний вернисаж», рассказывает о древнем искусстве, людях, некогда населявших территорию Восточного Казахстана. Случается, что к историку приезжают делегации из других районов области.

– Мечтаю после выхода на пенсию купить себе проходимый уазик и исколесить на нем не только свой район, но и всю область, – говорит Талаптан. – Надо провести хотя бы собственную инвентаризацию петроглифов. Если удастся это сделать в рамках государственной программы Казахстана «Культурное наследие», то вместе с топографом мы разработаем культурно-туристический маршрут «Сарыолен».

Антонина Гаврилова

Курчумский район

Еще новости

Back to top button